Поделиться

Два пути лидера

Одна из важнейших тем, раскрываемых в Торе – это тема лидерства и управления.

Главные позитивные ролевые модели – Моше, Аарон и Мирьям. Их лидерские качества показаны как с позитивной стороны, так и с позиции их «перегибов», что еще лучше оттеняет лидерские черты характера (недостатки – «продолжение» достоинств).
Две наиболее драматические истории, показывающие манипулятивные стили лидерства – это истории разведчиков и Кораха.

Разведчики – лидеры «среднего звена», которые выполняют свое задание (разведку). Далее у них появляется ключевой выбор – к кому обратиться с «донесением».
Есть два варианта – обратиться к Моше (вверх), который олицетворяет высшие стратегические интересы или обратиться прямиком к народу (вниз), опираясь на «инстинкт толпы» и разжигая его.
Сами «разведданные» могут быть интерпретированы и использованы по-разному в зависимости от адресата.
Обращаясь к народу, разведчики знали, что массы всегда находятся в состоянии беспокойства и повышенной тревожности (проявление инстинкта) и легко готовы поддаться панике. Придя напрямую к народу (минуя Моше), они эту панику и страх легко вызвали своей интерпретацией «донесения». Управление – страхом.

На психологическом уровне Моше и «народ» — две части личности, душа и тело. В каждом случае, когда нам нужно интерпретировать ситуацию, если мы «перенаправим» ее на уровень души и Б-жественного управления, мы сможем духовно подняться в результате. Если же мы «зашлем» послание в народ, то встроенная тревожность легко «опустит» наше послание и приведет к сценарию «9 Ава» — разрушению сосудов (тревожное тело – сосуд, не вместивший духовное послание).
История Кораха – как, опираясь на недовольство толпы, выйти за пределы логики.
Корах «стартовал», опираясь на расстройство народа, после истории с разведчиками.
Недовольство народа было выведено в иррациональную фазу. Заметим, в этой ситуации невозможно силами логики переубедить народ. Любой довод Моше был интерпретирован против него!
Смотрим за сюжетом. Моше говорит – пусть 250 зачинщиков и Аарон принесут совки с воскурениями в Храм, Б-г выберет того, кто прав.
250 человек погибают. Какова реакция народа? «Это Моше виноват, он знал (после истории Надава и Авиу), что остальные погибнут, он их подставил, он виноват».
Моше, видя проблему обращается к Б-гу. «Логика не работает. Убей Кораха, но самым чудесным образом, чтобы все поняли, что это Б-жественное решение».

Б-г выполняет просьбу Моше, но и здесь народ находит «нужную» интерпретацию. Что говорит народ? «Это Моше, ненавидя Кораха, смог убедить Б-га (!) убить его. Моше виноват».
Народ даже не понял, что Б-г – критерий абсолютной истины и невозможно «заставить» Б-га сделать что-то, если Б-г сам этого не решит. Народ находится в ситуации, когда даже Б-г становится «виноватым» в обвинениях народа.

У Б-га и Моше остается единственный шанс. Народ должен понять урок на «своей шкуре». Начинается мор и быстро умирает 14700 человек. При этом выходит Аарон с совком воскурений и останавливает мор.
Только страх непосредственной смерти смог переломить манипуляцию Кораха.
Ненависть не воспринимает голос разума, она слышит только голос инстинкта при угрозе непосредственной смерти (то же было во время 10-й казни с фараоном).

Итак, бунт подавлен, но какой ценой? В результате у народа остается в сознании череда смертей: 250 лидеров, Корах, мор. Главное послание, оставшееся в голове народа — победила сила («Might is right»).
Для реабилитации Моше исполняет чудо с посохами – посох Аарона (безжизненное дерево) расцветает. Смысл послания – «не смерти вашей я хотел, но дать расцвет вашей жизни». Последняя точка – позитивное послание.

Кстати, в этом и весь смысл Торы. «Выбери жизнь». Человек, живущий под гнетом своих же инстинктов, подобен безжизненной палке. Осознавая и пробуждая свои качества (мидот), он расцветает.
Истории разведчиков и Кораха – это то, как манипулировать толпой с помощью страха и ненависти. То, чем славились диктатуры, включая бывший Советский Союз.
Цель Торы – предупредив об опасностях манипулятивных «происков», перейти к позитивному стилю руководства с опорой на ассертивность (Моше-нецах) и эмпатию (Аарон-hод), высокий моральный облик и опору на Вс-вышнего (Йосеф-йесод) заботу (Мирьям), силу объединения и созидательной речи (царь Давид-малхут).

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com