Поделиться

Два вида смеха — Ишмаэль и Ицхак. (Первому Апреля посвящается)

Один из сюжетов Торы, описывающий ключевые силы мироздания — взаимодействие Ицхака и Ишмаэля.

Интересно заметить один из ключевых моментов — Ишмаэль был изгнан из дома Авраама за то, что он насмехался над Ицхаком.
С другой стороны, само имя «Ицхак» — в корне своем содержит слово «смех».
Итак, одним из ключей нашей истории является смех — но в двух проявлениях.

Что такое насмехаться? В первом Псалме сказано: «Не сиди в собраниях насмешников».

В чем роль насмешки? Объясняют мудрецы, что когда человек не может вписаться в серьезную духовную реальность, то он — чтобы не «напрягаться» — включает защитную реакцию — насмешку (или цинизм). Таким образом, он в своих глазах понижает значимость идеи — и это оправдывает в его глазах свое нежелание духовно трудиться.
Когда Ишмаэль увидел, что Ицхак всерьез начал работать над своим духовным ростом, то он не стал присоединяться к нему, а просто начал высмеивать брата.

Такая насмешка — абсолютно деструктивна. Пишет Талмуд, трактат «Авода Зара», что на насмешника в конце концов падут страдания (исурин). Объясняют комментаторы, что если человек вместо духовных усилий привыкает отделываться насмешками, то он так и не научится «держать удар» и в конце концов настоящие испытания его просто сломят. Итак, насмешка — способ ничего не делать, внутренняя защита, заглушающая голос совести и души.

Поэтому, Авраам в конце концов выгоняет Ишмаэля из семьи, т.к. насмешка губит не только самого насмешника, но и портит атмосферу во всем доме, заражая цинизмом отношение к серьезным вещам. Кстати, советское диссидентство с помощью насмешки боролось против «совковой» пропаганды. А теперь эта же насмешка губит наших евреев, которые по привычке защищаются с ее помощью от духовных ценностей еврейства.

Разберем насмешку с точки зрения системы сфирот — Ишмаэль это избыточный хесед без гвуры, распространение без границ. Следовательно, насмешка — это расползание цинизма, которое ломает границы и портит все вокруг себя. Поэтому, насмешника необходимо «вышвыривать» из системы без жалости (по-нашему — банить).

А что же такое смех Ицхака?

Еврейская мудрость учит нас, что в реальной жизни всегда правит парадокс — столкновение нескольких сил. И на простом логическом уровне этот парадокс не имеет очевидных решений. И настоящий смех — это неожиданное разрешение конфликта, нахождение глубинных решений, утонченная мудрость.
Но для этого надо уметь смотреть вглубь, видеть суть процессов, управляющих нашей жизнью, нужно владеть еврейской мудростью.

Говорится, что Ицхак — также атрибут суда. Суд — это также разрешение конфликта. И еврейский судья — это одна из высочайших функций в нашем народе.
И, кстати, наши еврейские анекдоты — настоящие анекдоты, тоже полны разрешением парадокса.
Мы видим, что смех может опустить нас на самое дно, а может вознести на самую вершину творчества и мудрости.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com