Две разные формы работы с оппонентами - Ецер а-Ра и Ситра Ахра - Рав Меир Брук - на образовательном портале Ваикра.
Рубрики

Две разные формы работы с оппонентами – Ецер а-Ра и Ситра Ахра

Помочь уроку

В еврейском мировоззрении присутствует несколько терминов, обозначающих силы зла.

Наиболее ключевые понятия – ецер а-ра (ЕР) и ситра ахра (СА).
Использование традицией разных терминов – мотивирует нас разобраться в сути различий между ними. Это позволит выработать нам две разные стратегии – и более эффективно работать с каждым из понятий.

Начнем с СА.
СА – это принципиально вредоносная сила, которая при этом имеет жизненную энергию – только за счет паразитирования на нас.
Наша задача – полностью уничтожить («выбросить») СА.
При этом (сказано «отдаляйся от зла» – а не борись со злом) – стратегия борьбы с СА – как можно минимизировать взаимоотношения с ним.
Дело в том, что любое наше активное противодействие СА – дает ему силу.
СА – питается от нашего ВНИМАНИЯ к нему!!!
Т.к. – для активной борьбы – необходимо максимальное внимание – то этим мы уже даем силу СА.

Метафора: СА – похоже на мусор, лежащий и портящий живописное место.
Мы не должны всматриваться в этот мусор, анализировать его природу и т.д. – цель с минимальными усилиями схватить мусор и выбросить в непрозрачный мешок – чтобы даже вид его исчез из нашего горизонта.

И наоборот, любое более внимательное обращение к мусору – начнет проецироваться внутрь нас – и засорять наш внутренний мир. Одновременно – питая от нас силу того «персонажа», который стоит за СА-внешней.

При этом – для нас очевидно, что СА –не имеет прямого отношения к основному объекту. Она ему чуждая.
Так же как мусор (например, смятый и грязный использованный одноразовый стаканчик – на поляне в лесу) – не имеет своего «официального» места внутри основного объекта.
Вторжение СА нужно ликвидировать максимально оперативно.

Есть притча о каббалисте, который шел победить сатана. Он получил инструкции, в которых звучало следующее: «сатан предсанет в виде собаки, которую ты должен будешь отвести в определенное место. Когда ты ее захватишь, она обратится в некую сущность, которая начнет тебя просить – дать ей еды. Ни в коем случае!!! Не давай ей еды. Тогда ты можешь победить сатана».
Каббалист почти до конца выполнил инструкцию. Но уже перед самым концом дороги – он решил остановиться, и вдохнуть благовоний, чтобы хоть немного снять усталость и напряжение.
Сатан начал умолять «Дай хоть нюхнуть!». И когда каббалист просто протянул руку с благовониями в сторону сатана – тот мгновенно получил от этого силу, разорвал все путы, с громким хохотом всех победил и убежал.

Мораль притчи – цель Сатана – он же СА – получить пищу от нас. Когда мы отрезаем его от источника пищи – мы победили.

Подпишитесь на рассылку платформы VAIKRA и получайте самые интересные уроки с сайта на E-mail, What's App или Telegram
Всем подписчикам в подарок 4 уникальные книги!

Один из важнейших результатов – наша радость от того, что МЫ «выбросили».
К примеру о мусоре на поляне (на природе).
Я иногда выходя с детьми на природу – обнаруживал красивые места, заваленные мусором.
Особенно это стало актуально в бывшем Союзе – где развалилась гос.система поддержания порядка.
И я вместе с детьми устраивал очистку территории, складывая в мусорный мешок все разбросанные по поляне использованные одноразовые предметы.
После окончания мероприятия мы чувствовали потрясающее состояние исправления мира – глобально и локально. Особенно приятно было, что наши дети тоже поучаствовали в этом Б-гоугодном мероприятии.

Подведем предварительный итог. СА – это террорист, не поддающийся перевоспитанию. Задача – его убить.
Кого это нам напоминает из Торы? Амалека!

В чем разница – между ситра ахра и ецер а-ра.
ЕР – имеет свою полезную функцию в этом мире. Она приносит много пользы, но с ней есть одна проблема.
В глобальной картине мироздания ЕР – должна быть слугой. Но она претендует на роль Хозяина.
Так, материальный мир – отнюдь не плох.
Иудаизм – в отличие от многих других (не всех) религий – не пытается «опустить» роль материального мира. Он – очень важен. Но он должен быть – в роли слуги.

А у большинства светских людей – материальный мир превращается в их Хозяина!

Борясь с ЕР – наша цель не уничтожить его (как в случае с СА) – а поставить на свое место.

При этом – когда наше духовное начало – Ецер а-Тов ЕТ занимает место хозяина – ЕТ – начинает замечательно заботиться о своем слуге (о ЕР) и также возвышать и поднимать его (материальный мир).

Т.е. – по большому счету – материальное начало – в конечном итоге только выигрывает, когда оно получает доступ к Абсолюту – через настоящего хозяина – ЕТ.

Мы можем освятить «искрой» материальный мир, сделав его более духовным.

Итак,
СА – террорист – его надо уничтожить.
ЕР – слуга – поставить на место, но искрой – поднять.

ЕР в Торе – это Эсав.
Если Амалека – заповедь убить, то с Эсавом – мы можем вступить в партнерские (но не равноправные) отношения. И поэтому, когда Яков – приносит дары Эсаву – он этим создает модель взаимоотношения ЕТ и ЕР.

Кстати, ЕР – всегда стартует раньше, а ЕТ – должна его догнать, схватить за пятку и отобрать лидерство.
Именно это и хочет нам сказать Тора – в сюжетах о рождении братьев и переходе первородства и благословения от Эсава (ЕР) к Якову (ЕТ).

И наконец, еще одно важнейшее применение рассмотренных идей – в приложении к понятию галута.
Когда еврей попадает в галут – он сталкивается с двумя задачами.
1. (см. СА) – он должен увидеть что-то очень нехорошее в галуте (черты характера «аборигенов», их отношения и др.). И эта часть работы еврея – максимально дистанцироваться от этих негативных проявлений галута.
У этого фактора есть еще одна важнейшая черта – самоидентификация (от противного).
Понимая кем мы не должны быть, мы можем определить – кем мы быть должны.
Так в схеме 4-х галутов (пустота, хаос, тьма и бездна) – мы должны от этого «букета» – перейти к ему противоположному – (полнота, порядок, свет и… лестница Якова, выводящая из бездны к источнику света).
2. (см.ЕР) – еврей должен увидеть в каждом галуте некую важную позитивную черту – и интегрировать эту черту в свою жизнь.
Поэтому сказано, что будучи разбросанными в разных странах – евреи должны перенять от «аборигенов» ценные черты.
И злесь тоже есть опасность. Эта самая позитивная черта – имеет статус ЕР – слуги, который будет пытаться стать хозяином.
Поэтому, оценив и освоив позитивное качество соответствующего галута – мы должны не забывать, что оно вторично – по отношению к главной еврейской миссии – связывающей нас со Вс-вышним.
Именно здесь и лежит корень событий Хануки.
Ноах сказал сыновьям – Яфет (красота) должен жить в шатрах Шема (духовность).
Греческая красота и гармония – сама по себе вещь полезная. Но в греческом исполнении – она завладела «Олимпом», т.е. превратилась в главную ценность.
И те евреи, которые потеряли главную миссию (Шем), получили себе в виде хозяина «квартиранта» (Яфета).

Мини-ремарка. Глупость демократии – дать равные права и ЕТ и ЕР. Таким образом, теряется роль хозяина. А т.к. ЕР – более массовая, то в условиях демократии – побеждает сила толпы (ЕР).
Гипер-глупость демократии – дать право на жизнь СА (террористам).
При этом мы не только даем СА – право на жизнь, мы еще и подкармливаем ее (СА), дожидаясь, пока она потом самих же демократов прикончит за их же деньги.

Итак, как мы видим – ЕР и СА – два разных сценария.
Очень часто – мы их смешиваем и перепутываем в нашей реальной жизни. Это тоже происки СА (галут – хаос).
Сформулировав в своей жизни две разные задачи, мы получаем шанс преуспеть в каждой из них.
Чего всем вам желаю.

Источник

Этот материал – личное мнение автора. Редакция не несет за него ответственность.

Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на vaikra.com

Не пропускай самые интересные публикации для духовного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Рав Меир Брук Помочь уроку

Судьбоносной была первая встреча с еврейским религиозным миром в лице Ефима Свирского, ставшего первым учителем Торы.
Уучился иудаизму и еврейской мистике в Иерусалиме (в частности в ешиве "Эш а-Тора"), параллельно работал директором Еврейского Просветительского Центра "Эш а-Тора" в Киеве. Выпускал в 90-х годах еврейский альманах "Авив". Дальше учёба в иерусалимском колеле "Нер леЭлеф", работа на радио с программой "Еврей в законе" и мн.др.

С сентября 2004 года живет в Бруклине, создает русскоязычную еврейскую общину на базе Jewish Center of Brighton Beach, проводит очные программі в общине и заочные через Интернет.