Поделиться

Энергия праздника

Новый Год несет в себе два «взгляда» — в будущее и в прошлое. Мы мечтаем о новых возможностях и оцениваем прошедшие успехи и промахи. В еврейской традиции эти два аспекта разнесены в два праздника — весенний Песах, день освобождения, день начала. И осенний Рош а-Шана — время подведения итогов, «переработки» накопленного груза.

За несколько дней до праздника евреи читают молитвы «Слихот» — в переводе с иврита — извинения, мы просим прощения у Вс-вышнего.
Какая важная психологическая идея стоит за этим?
Иудаизм – учит развивать две сферы: отношения человека с Б-гом и человека с другими людьми.

Разберем ситуацию конфликта между людьми.
Человек поссорился со знакомым и обидел его. Внутри него возникают «муки совести».
Говорят мудрецы, что не бывает светских людей, просто те, кто не верят в Б-га, на самом деле объявляют Б-гом самого себя.
Б-г — источник абсолютной истины. Обычный человек считает про себя, что он всегда прав. Такой человек никогда не сможет добровольно признать себе — что он мог ошибиться. И когда он кого-то обидел, его разум автоматически начинает «искривлять» свое понимание ситуации так, чтобы всегда оставаться правым, и всю вину перенести на оппонента.

Если тот, кого Вы обидели — случайный прохожий, история постепенно забудется. Если же это — кто-то из близких, то каждое появление перед Вами оппонента — активирует программу самооправдания и в результате между Вами и этим человеком вырастет гигантский энергетический негативный барьер. Когда оппонентов много, эти барьеры «сливаются» в панцирь. Человек это делает практически бессознательно, поэтому он ситуацию не контролирует. Панцирь резко уменьшает жизненную энергию, которая доходит до самого человека. Сам панцирь становится паразитом, откачивая эту энергию на самоподдержание.

У этого панциря (он же часть «Ецер а-Ра») есть защитное «сознание», которое следит, чтобы человек не менял ситуацию. Когда мы хотим избавиться от панциря, он сопротивляеся, заставляя нас всеми силами избегать еврейской мудрости, которая смертельно опасна для панциря, но является целительной для человека.
Как научиться избавляться от панциря по-еврейски?

Для этого существуют «Слихот». Мы сначала учимся просить прощения у Вс-вышнего. В чем мудрость? Еще одна из проблем нашей боязни сказать «Извини, я был неправ» — мы боимся, что оппонент не примет наше прощение, а наоборот, еще больше разозлится.

Вс-вышний – абсолютен, абсолютно великодушен, и при этом он не говорит с нами человеческим языком. Поэтому, мы можем обратиться ко Вс-вышнему, не боясь провала.
За что просить прощения у Вс-вышнего? За то, что мы не полностью реализовали свой потенциал.

Еще одна идея — Вс-вышний относится к нам, как Отец к своим детям. Отец всегда готов простить сына. Мы как родители знаем, насколько наши дети не спешат обратиться к нам, и поэтому — когда наш ребенок приходит и просит у нас прощения, это для нас особо большая радость (помните картину Рембрандта «Возвращение блудного сына»).
Поэтому, представляя себе Б-га в роли Отца, мы можем учимся просить прощения в максимально мягкой, комфортной и достойной ситуации. И самое важное – делать это искренне.

Это «упражнение» дает нам силы и опыт пересмотреть свои отношения с близкими.
Традиционно — в канун Рош а-Шана мы собираемся с силами и решаемся попросить прощения у друзей. Наши друзья тоже знакомы с этой практикой, все понимают, что это время — наилучшее для взаимного исправления ситуаций и «разоружения».

Поэтому, в сознательном еврейском обществе в это время люди добровольно и с радостью расстаются с панцирями и как результат – начинают чувствовать гигантское облегчение. Если сбрасывать панцирь хотя бы раз в год – мы не дадим ему необратимо завладеть нашей жизненной энергией, как это бывает у большинства людей, не знакомых с еврейской мудростью.

И поэтому, после Йом-Кипура мы празднуем Суккот – время радости. Сука – имеет крышу, сквозь которую видно небо. Это выразительный символ «продырявленного» панциря, через который мы можем чувствовать связь с миром духовным — Вс-вышним и с миром земным – нашими близкими, которые радуются совместно с нами и в конце получают праздник «Симхат-Тора» — умение радоваться еврейской мудрости, заключенной в вечной книге – Торе.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com