Поделиться

Галахические законы и обычаи слихот на протяжении месяца Элул

Подходящее время для слихот

Наши мудрецы говорили, что в начале Г-сподь Б-г создал наш мир с помошью «мидат а-дин» (качества суда), но потом увидел, что мир не может существовать с помощью этого качества, и добавил к нему «мидат а-рахамим» (качество милосердия). Есть часы, когда мидат а-дин больше правит миром, а есть часы, когда мидат а-рахамим «правит бал». Начиная с захода солнца и до полуночи (хацот а-лайла — примерно 0:30) — мидат а-дин имеет бóльшую силу, поэтому в эти часы не принято произносить слихот.

Евреям, живущим не в Израиле, лучше произносить «извинения» исходя из времени хацот а-лайла в странах их проживания, но и тем, кто делает себе послабления и произносит слихот по времени Израиля — им есть на кого положиться (из авторитетных мнений).

Начиная с полуночи (хацот а-лайла) можно произносить слихот на протяжении всей ночи и дня, до захода солнца. Хорошо поступают те, кто встают на слихот ранним утром (ашморет бокер), так как в этот час милосердие Творца проявляется в бóльшей мере. Если людям тяжело вставать спозаранку на слихот, они могут организовать утренний миньян перед молитвой шахарит, или миньян перед молитвой минха. Если слихот произносят днём, то хазану следует облачиться в талит.

Заповедь через нарушение

Люди, которые встают ночью на слихот, должны быть осторожными и вести себя тихо, чтобы не разбудить своих домочадцев.

Биркот а-Тора — Благословения Торы

Тем, кто встаёт для произнесения «извинений», следует произнести благословения Торы перед произнесением слихот, из-за строк, которые упоминаются в них. В любом случае, если совершенно нет времени, то тем, кто произнесёт биркот а Тора после слихот, «есть на кого положиться».

Шалих Цибур — Посланец Общины

Шалих Цибур должен быть человеком чистым от грехов, скромным и приятным для людей, находящихся в синагоге, прощающий всех и с приятным голосом. Если не нашли человека, который отвечает всем этим характеристикам, следует выбрать человека, отличающегося мудростью и добрыми делами. В любом случае, лучше шалих цибур, который будет сыном Торы, но у которого не будет приятного голоса, чем шалих цибур с приятным голосом, но который не является сыном Торы.

Зачем мы произносим слихот?

Слихот следует произносить с намерением и пониманием сказанного, находясь в спокойном расположении духа, медленно и принижая себя перед Г-сподом Б-гом. Так как сказано: «Молить будет бедный, и Б-г не обидит разбитое и приниженное сердце». И во время произнесения «признания» (видуй) и «извинений» (слихот), следует задуматься о своих поступках и совершить полную тшуву, и ещё более усиленно исполнять заповеди и добрые дела, до приближения Дня Суда (Йом Киппур), когда все наши заслуги и прегрешения взвешиваются.

Хорошим обычаем является трубление в Шофар «Ташрат» (תשר»ת) во время «юд гимель мидот» (13-ти качеств) во время слихот, а также трубление в шофар «ташрат», «ташат», «тарат» (תשר»ת, תש»ת, תר»ת), после «хаци кадиш» (сокращенный кадиш, кадиш без добавлений), который находится в конце слихот. В любом случае, если «извинения» произносятся поздно ночью и трубление в шофар мешает соседям с маленькими детьми, которые проснутся в случае, если затрубит шофар — в таком случае не следует трубить.

Когда нет миньяна

Если в синагоге нет миньяна, присутствующим нельзя произносить «веяавор» (ויעבור), а также нельзя произносить все отрывки из слихот на арамейском, такие как «рахмана» (רחמנא), «марана девешмая» (מרנא דבשמיא), «мехи умеси» (מחי ומסי) и так далее. Им следует произносить отрывки из слихот, которые написаны на иврите, а когда наберётся миньян, произнесут пропущенные отрывки. Если присутствующие в синагоге изначально знают, что у них не наберётся миньян, им следует не пропускать «веяавор» (ויעבור) и произнести его в своё время с кантилляционными знаками (таамей микра).

Тикун хацот и слихот

Важность произнесения молитвы «тикун хацот» (исправление полуночи) выше, чем важность «слихот», поэтому, тот кто произносит еженощно слихот, должен произнести также и тикун хацот. Если же есть нехватка времени и невозможно произнести и то и то, то предпочтительней прочесть тикун хацот. Тот, кто бодрствует в хацот а-лаила и у него нет миньяна для слихот, пусть произнесёт несколько отрывков из слихот, как описано выше, и добавит тикун хацот.

Радио, спутниковая связь и слихот

Тот, кто произносит слихот у себя дома, слушая их по радио или вживую с помощью спутниковой связи, даже при том, что иногда есть задержка связи — слушателю (или зрителю) следует произносить со всеми — Амен, Йе-э Шме Раба, Веяавор и т. д. — и это засчитывается ему как слихот «бецибур» (соборно). Но на «извинения», которые транслируются не в прямом эфире — запрещено отвечать.

Публикуется с разрешения проекта «Хидабрут на русском»

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com