Поделиться

Гармония мироздания: праведники, злодеи и смесь для воскурений…

Раши, объясняя, почему халбана перечислена в одном ряду с благовониями, пишет, что это «учит нас, чтобы мы не считали несущественным приобщение к нашим постам и молитвам злодеев Израиля, чтобы они числились с нами».

Ребе обращает внимание на то, что в Талмуде (Критот, 6а), который Раши, вроде как цитирует, сказано «Пост, в котором не участвуют злодеи Израиля – не пост». А в другом месте (Мнахот, 27а) сказано «Сыны Израиля [постясь] не получают ответа свыше, пока не объединяются [праведники и злодеи] воедино». И Ребе приводит там дополнительные источники: Рабейну Бхайе и Ялкут Шимони.
Т.е. с одной стороны, Раши добавляет к постам молитвы, но с другой стороны, ограничивается тем, что просит нас не считать несущественным и т.д., в то время как Талмуд, прям, требует их участия.

Понятно, что необходимость в посте возникает, только если мы что-то натворили. Кое- кто из нас. А значит есть у нас злодеи. И пока они не раскаются (в ходе поста), ничего не получится.
Молимся же мы даже в случае, если все мы – праведники. Есть злодеи – хорошо. В смысле, плохо, но есть чье приобщение не считать незначительным. Но нет – так и не надо.

Гур Арье подчеркивает, что ключевая идея тут в том, что праведники уже там. Поэтому их посты и молитвы не производят ТАКОГО впечатления и не пробуждают б-жественное милосердие в ТАКОЙ степени. А вот кающиеся грешники – это серьёзно, это товар.

Ну а о том, как праведнику достичь ступени бааль-тшува и т.д., это уже только в хасидусе объясняется. Не случайно Гур Арье упоминает, что речь идет о высшей мудрости (ХАБАД).

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com