Поделиться

Глаза б мои не смотрели! | Урок из главы Экев

Знаете, почему мудрые раввины и часто неглупые «библейские критики» приходят к несхожим выводам? Евреи Торы знают, что исследуют Слово Б-га и должны проникнуть в его бесконечный смысл. А учёным иногда мерещится, что перед ними обыденный текст; его должно рассмотреть способами, принятыми при оценке человеческих документов и вынести «вердикт». Иначе говоря, раввин признаёт ограниченность своего интеллекта и приходит учиться у разума абсолютного, а «критик» полагает себя достаточно умным и готов «с высоты» прочее человечество поучить. Чтобы ощутить разницу, рассмотрим фрагмент текста.

«Ибо земля, в которую ты входишь, чтобы унаследовать её, не как земля египетская она, из которой ты вышел; где, посеяв семя, поливал ты его силою ног своих, как огород. Но земля, в которую вы переходите унаследовать, земля гор и долин, от дождя небесного пьющая воду. Земля, которую Г-сподь Б-г твой взыскует сейчас, глаза Г-спода, Б-га твоего на ней постоянно, от начала года до конца года».

Как обычно в Торе, в тексте предостаточно странностей. Во-первых, что это за «глаза Б-га» и почему они упорно смотрят в одну точку? Потом, зачем упоминать про ноги? Ясно же, что ими ходят, нося вёдра, как ещё? А что значит: «взыскует Землю (Израиля)»? Что, другим частям мироздания Создатель позволяет крутиться бесконтрольно? Или у Всесильного не на всё хватает сил?! Как состыкуется «постоянно» и «с начала до конца года»? И так далее…

«Критик» объявит, что текст составной, соткан из обрывков разных эпох и идеологий, скверно отредактирован первобытными служителями культа… А раввин начнёт расшифровывать послание. Правда, для этого потребуется более тонкое понимание текста и лучшее знание всего Учения в целом.

С «глазами» несложно. Элементарное объяснение: Тора нередко говорит образным, «человеческим» языком и здесь подразумевает особое внимание и заинтересованность. Другое, более сложное: Создатель действительно использует некое «око» (разумеется, не материальное), как бы мгновенно, из вечности обегающее всё мироздание. И глаза человека, сотворённого «по образу и подобию», лишь некое, бесконечно уменьшенное подобие этой способности зрения. А постоянно пристальный «взгляд» «ока» на Святую Землю говорит о её уникальной роли в устройстве вселенной.

«Ноги» — нижняя часть тела, намекает на то, что в Египте, стране культа смерти и низкой морали, нужно было относительно больше внимания обращать «вниз», на дела природные. Тогда как в Стране Израиля даже для материального преуспевания необходимо всё время «поднимать глаза к небесам». Другие земли — кратковременные остановки на пути народа, поэтому там не установлены «субботний» и «юбилейный» годы. А избранная Земля, постоянное место жизни народа-посланника, в них нуждается. Они отчётливо проявляют власть Творца над «земным кругом». Ведь не может не обнищать страна после двухлетнего отказа от обработки почвы (в 49-й и 50-й годы) — если бы не особое, сверхприродное благословение в другие времена!

Мудрецы расходятся в интерпретации того, хвалят или умаляют Землю Израиля приведённые пасуки. Скорее и то, и другое. С одной стороны, говорится про разнообразие её климата («плоды долин сочнее, у плодов гор изысканный вкус», «площадь земли для посева на горных склонах много больше»). Про особую любовь к ней Создателя. С другой же стороны, здесь более строгий спрос, страна полностью зависит от дождей: не дали воды с небес – засуха. А дожди дают по заслугам. Творец судит здесь особенно внимательно и скрупулёзно и жить на этой земле — то же самое, что постоянно сдавать экзамен на «аттестат зрелости». Правда, со «шпаргалкой» (Торой) в руках.

Кажущееся противоречие между вниманием и любовью Б-га ко всякому творению и особой склонностью к этой земле наши учителя объясняют тем, что «остальные земли судятся через Землю Израиля». Будет в ней мир и морально чистый климат — лучше для всей планеты, нет…

И касаются чрезвычайно тонкого аспекта работы Провидения. Все создания предстают перед Высшим Судом в Рош Ашана, еврейский Новый год. В частности, выносится приговор об их благосостоянии. Дождь, «гешем» — символ и опора материальности («гашмиют»). Достоин наш народ (и весь мир) сладкой жизни на Новый год, праведен — приговариваются обильные дожди. Но если духовное состояние ухудшится до конца года — капли выпадут в пустыне…

То же и с прочими формами преуспеяния. Ты удостоился доброго приговора в Новый год (или принята твоя просьба о помиловании в Йом Кипур) — это ещё полдела. Забудешь в течение года о своём тогдашнем духовном подъёме и искреннем раскаянии, продолжишь прежнюю «ни то, ни сё» дорожку — и выпадут твои дожди, твои материальные блага не вовремя… А то и превратятся в «добро, хранимое во зло его обладателю». Но если, даже начав год кое-как, ты удостоился «момента истины» и сумел взойти на следующую духовную ступень,- тогда то немногое, что тебе причитается, придётся «тютелька-в-тютельку», с наибольшей пользой. Ведь Его глаза внимательны «с начала года до конца года, постоянно». Хотя, боюсь, иногда Ему хотелось бы зажмуриться…

Урок: подумай, дружок, что для тебя полезней: верить одним лишь своим привычкам и «глазам» — или попытаться воспользоваться глазами Того, Кто «осматривает весь мир за мгновенье»? Хранить, в компании других «экспертов», на лице мину самоуверенного всезнания — либо попробовать довериться авторитету тысячелетней Традиции и разузнать нечто, для твоей жизни небесполезное? О Земле, о суде, о судьбе? Ведь всё взаимосвязано…

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com