Поделиться

Глаза боятся, а зря

Недельная глава «Шлах» начинается с рассказа о том, как Моше послал лазутчиков в Землю Ханаана. И как те, вернувшись, начали кошмарить еврейский народ рассказами о том, сколь «могуч народ, обитающий на земле, и города укрепленные велики очень…» И даже после того, как «и утишил Калев народ, что до Моше, и сказал: «Взойдем же, взойдя и унаследуем ее, ибо в силах мы одолеть ее», – разведчики продолжили настаивать: «Не можем мы выступить против того народа, ибо сильнее он нас» (и как поясняется в мидрашах (см., например, Сота, 35а), всячески намекали на то, что «сильнее они» не только нас, но и нашего Творца). И продолжали нагнетать, пока не преуспели и не сломили (пусть ненадолго) народный дух.

Как известно, абсолютно все слова Торы содержат указания, помогающие найти верный путь служения Творцу, и хотелось бы понять, чему призван научить нас достаточно детальный рассказ о пропагандистской компании делигитимации Б-жьей воли, развернутой лазутчиками?

Т. е. мы как бы знаем, что с тех самых пор, как лазутчики преуспели, на еврейском народе лежит святая обязанность по капле выдавливать из себя и из мира последствия того грехопадения. В этом плане актуальность истории не вызывает никаких сомнений. Но для того, чтобы сообщить нам об этом, совершенно нет нужды пускаться в уточнение аргументации оппортунистов, возражений им, их возражений и т. д. Тогда зачем?

Кроме того, совершенно непонятно и требует объяснения вот что: как могли лазутчики запугать народ, который своими глазами видел все чудеса, явленные Всевышним в Египте и во время следования к горе Синай? Казни! Рассечение моря с последующим уничтожением армии египтян! Облака славы, табунами выносящие змей, пауков и скорпионов размером с лошадь! Ман, выпадающий с неба как по часам! Колодец, ходивший за станом, как собачка на привязи! Огненные столпы! Как вообще, после всего этого, можно было кого-то или чего-то бояться?

И еще более странно, что не только лазутчики предпочли позабыть о всем, сотворенном для наших отцов Всевышним, но и Калев. Что возражает Калев лазутчикам? «Взойдем же, взойдем и овладеем ею, ибо в силах мы одолеть ее». Мы? А как же наша небесная крыша? Почему о ней ни слова? Разве не убедительней для вчерашних рабов?

И не возразишь тут, что может ханаанейцы могли показаться пострашнее обитателей Египта и пустыни. Во-первых, потому, что в Песне над морем прямым текстом сказано: «Услышали народы и содрогаются, трепет объял жителей Плешета» (Шмот, 15:14). Плешет – это как раз Ханаан. Во-вторых, когда пришло время лазутчиков Иеошуа, преемника Моше, Рахав рассказала им: «На нас напал страх пред вами, и что оробели все жители земли этой пред вами. Ибо слышали мы, как иссушил Г-сподь перед вами воды Ям-Суфа, когда вышли вы из Египта» (Иеошуа, 2:9-10). Иными словами, не сынам Израиля нужно было бояться, а ханаанеям. И они боялись. Так сильно, что и сорок лет спустя их все еще трясло. Короче, не в этом дело, похоже.

В учении хасидизма объясняется, что главная, если не единственная причина, по которой лазутчики не желали уходить из пустыни в Землю Обетованную, была связана с тем, что в пустыне у евреев была возможность безраздельно предаваться изучению Торы и служению Всевышнему сердцем: все их бытовые и материальные нужды удовлетворялись свыше. Им ниспосылался ман, колодец Мирьям давал воду, облака славы защищали от любых угроз, да еще и стирали и штопали одежду, которая от носки становилась только удобнее и прочнее.

А землю Ханаана мало было захватить и поделить. Дальше ее нужно было пахать, полоть, поливать, удобрять и Б-г знает, что еще. Отвлекаться на все это категорически не хотелось. Настолько, что убедительные слова отговорок сами собой нашлись.

И это то, что лазутчики имели в виду, говоря, что «земля, по которой прошли мы, чтобы высмотреть ее, это земля, пожирающая своих обитателей»: пребывание на земле, необходимость обрабатывать землю (свалившееся, как мы помним, на Адама как проклятие) – приземляет, «поедает». Причем парадоксальным образом обработка именно земли обетованной – больше, чем какой-либо еще. Ибо этому занятию еще легче, в психологическом плане, предаться без остатка, забыв о чем-то в чем-то более важном.

Не случайно, убеждали лазутчики себя и других, Тора была дана именно людям, питающимся маном, ведущим абсолютно духовный образ жизни даже будучи облаченными в материальные тела.

Однако, на самом деле, как известно, цель дарования Торы (а в общем и сотворения всего мироздания) – в превращении нашего материального мира в жилище для Него, Пресвятого, Благословен Он. А это в свою очередь требует исполнения материальных заповедей в материальном мире. В рамках ограничений, имманентных материальному миру (законам природы). В пустыне, под прикрытием облаков славы этот этап не пересидишь. Без вариантов.

Теперь становится понятным, почему и зачем лазутчики пугали своих избалованных чудесами соплеменников мощью аборигенов. Они говорили следующее: за пределами Земли Обетованной, не будучи связанными узами материальности, мы можем рассчитывать на чудеса любого масштаба. А вот как только вступим в Землю, малина прекратится. Ибо в тех, приземленных условиях от нас потребуются приземленные, ни в коей мере на чудесах не замешанные усилия. Ибо таковы правила игры.

И это, кстати, то, что они имел в виду, намекая, что даже Всевышнему не по силам справиться с обитателями Земли Ханаана. Не то что бы они, не дай Б-г, сомневались в абсолютном и безусловном всесилии Всевышнего. Исключено. Они имели в виду, что Всевышний установил для нашего мира и для нашего служения в этом мире законы, исключающие высшее вмешательство в процессы, требующие служения. Точнее, обесценивающие служение в случае подобного вмешательства. А самим нам, настаивали лазутчики, не справиться. Неподъемно.

На это Иеошуа ответил: «Если благоволит к нам Г-сподь, то приведет Он нас на эту землю, и даст Он нам землю, которая течет молоком и медом. Только против Г-спода не восставайте! И не страшитесь народа земли, ибо они хлеб для нас! Отступила их сень от них, а Г-сподь с нами. Не страшитесь!».

Если благоволит к нам Г-сподь, то не может быть такого, что кто-то «сильнее нас», ибо, заложив в природу этого мира возможность (неотвратимую!) нашей победы, Всевышний тем самым наделил нас силами, гарантирующими нам это, в силу того, что «Г-сподь с нами».

Короче говоря, ошибка лазутчиков (мы сейчас о тактической ошибке, а не стратегической) заключалась в том, что они полагали, будто евреи непобедимы только в духовном плане и в духовных мирах, а в материальном – лишь по мере Б-жественного вспомоществования, чудес и знамений. А на самом деле, с момента дарования Торы и подчинения судьбы мироздания результатам еврейского служения, мы обрели полноту контроля также и над происходящим в материальном мире. Благосклонность Небес к нам облеклась в законы природы и стала «естественной» вещью. Как закаты и восходы.

И как известно из того, как объясняются в учении хасидизма события Хануки и Пурима, чудеса, облаченные в скорлупу «не чудесного» имеют более высокую духовную природу, чем «чистые» чудеса. Ибо неспособность чудесных чудес облачиться в сосуды нашего мира указывает на ограниченность (определенную «приниженность») их духовной природы. И наоборот, способность облечься в природное – на неограниченность и возвышенность, на уровень Б-жественного, на котором Творец не ограничен никакими рамками творения, ни высших, ни низших уровней. Настолько, что принципиально несочетаемое сочетается. И чудесное становится естественным, и чудесная природа естественного становится очевидной.

В Храме была действующая модель этого уровня раскрытия Б-жественного в мире: Святая святых, в которой ковчег, находясь там, занимал место и при этом не занимал его. Наглядное преодоление всех и всяческих ограничений Б-жьей волей.

От сынов Израиля требовалось перейти Иордан и продемонстрировать работу этого же механизма в рамках целой Земли Обетованной. В пустыне сыны Израиля провели сорок лет в сверхъестественных условиях. Теперь предстояло показать, как выглядит жизнь в условиях, когда сверхъестественное сокрыто под покровом естественного.

(И кстати, обратите внимание, c чего начинается вступление в Землю Обетованную? С того, что Иордан расступается перед ковчегом Завета! Тем самым ковчегом Завета, который занимает место и не занимает его. С символом начинающейся для народа Израиля эпохи завуалированных и от этого, как было объяснено выше, еще более великих чудес еврейского бытия.)

И теперь становится понятным возражение Калева: «Взойдем же, взойдя и унаследуем ее, ибо в силах мы одолеть ее». «Взойдем, взойдя» – это о двухэтапном подъеме. Сначала мы успешно поднялись на уровень сверхъестественного. Теперь потребуется подняться еще выше – на уровень сверхъестественного, облаченного в естественное. И как мы справились с первым (и благодаря тому, что уже справились с первым, окрепли и развились духовно), также справимся и со вторым.

«И унаследуем ее» – это о принципиальной разнице между наследованием и любыми другими формами смены владения. Когда нечто продается, дарится, даже крадется, имеет место смена владельца. Было ваше, стало наше. При наследовании же наследник полностью подменяет наследуемого. Он становится исходным владельцем!

Унаследовав Землю Обетованную, евреи отвоевывали первый плацдарм в нашем мире, который возвращался в исходное владение Творца (и святость захваченной тогда части Святой Земли в дальнейшем уже сохранялась независимо ни от чего). А благодаря чему удалось совершить эту духовную экспансию и изменить природу части материального мира? Благодаря тому, что «в силах мы одолеть ее». С дарованием Торы евреи обрели душевные силы, позволяющие им не только поднять на новый духовный уровень, но и подтянуть за собой весь наш мир. Начав с Земли Израиля.

Теперь к урокам и выводам. Каждый день жизни еврея (и шире – вся жизнь еврея, в целом) состоят из двух этапов: условная «пустыня» и условная «Земля Израиля». Где «пустыня» – это первая часть дня (жизни), безраздельно посвящаемая служению Творцу: Модэ ани, утренние благословения, омовение в микве, утренняя молитва, урок Торы. На этом этапе сам еврей ожидает от себя тотального подчинения Б-жьей воле.

А затем начинается часть дня (жизни), требующая от еврея интеракции с материальным миром, с его ограничениями и нормами, далеко не всегда аналогичными нормам Торы. И тут еврей может подумать (как подумали в свое время лазутчики), что с этим миром ему не справиться. Тем более, что Всевышний ожидает от него, что в мире он будет вести себя как мирянин, и не прибегать к помощи сверхъестественных сил. Так может быть единственная верная тактика: считаться с миром и не пытаться плетью перешибить обух? «Земля пожирает своих обитателей» – преображает их по своему образу и в подобие, делает их приземленнее, грубее, эгоцентричнее, слабее. Со всем этим еврею очень соблазнительно посчитаться самому и уговорить считаться других.

И попытки выехать на этой кривой козе мы повторяем, сознательно или подсознательно, каждый день, если не каждый час. А Тора ему неизменно отвечает: твои аргументы – аргументы лазутчиков. На самом же деле, свыше нам с избытком даровано сил для того, чтобы преодолеть все преграды, возводимые этим миром и своим служением поднять его на уровень, на котором он перестанет противиться нам, но будет нами унаследован, во всех смыслах. И станет жилищем для Всевышнего. Именно в заслугу нашей бескомпромиссности и последовательности нашего следования предписаниям нашей святой Торы. Без скидок и послаблений. Скорее наоборот.

Вот-вот должен прийти Машиах. Его приход ознаменует собой завершение преображения мира в жилище для Всевышнего в нижних мирах. В свете вышесказанного становится понятным мидраш о том, что Земля Израиля распространится на весь земной шар: весь земной шар станет пространством святости и исполнения заповедей Торы. И места для ошибки лазутчиков и греха лазутчиков уже не останется. Как, впрочем, и для всех других грехов и их последствий. Заживем, с Б-жьей помощью!

(Авторизированное изложение беседы Любавичского Ребе, «Ликутей сихот» т. 4, стр. 23-28.)

Источник: ru.chabad.org

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com