Гмара: Что значит "дорога, по которой люди ходят"? – Vaikra.com
Рав Александр Кутуков

Путь в еврействе начал с обучения в ешиве в Кунцево. Потом учился в ешиве «Огалей Яаков» у рав Хаггая Прешела.
Занимался изучением Торы, преподаванием, переводами и еврейской журналистикой.
Попав в Израиль, поступил в колель Швут Ами, где учится по настоящее время.
Интересы, кроме Торы, разносторонние и бессистемные.

Гмара: Что значит «дорога, по которой люди ходят»?

Интересные места в Геморе
Даф а-йойми, 1 мая 2017
Бово Басро, лист 99б

«Если по его полю проходила общественная дорога».

Здесь – первоисточник этого замечательного закона о том, что общественную дорогу нельзя отнять. Если по полю проходит дорога, люди по ней ходят, а хозяину это неудобно, — он ничего не может поделать. Если он выделит людям другую дорогу вместо этой, то – по закону Мишны – и по другой дороге они теперь могут ходить, и эта дорога по-прежнему им принадлежит. Так оно в Мишне, и так же оно в Алохе. И здесь Рашбом бросает буквально два слова, которые проливают свет на то, что же мы называем «обычаем». То есть мне это интересно не в связи с самим этим законом – мы о нем говорили уже несколько раз, — а в связи с тем, что такое «обычай» и откуда он берется.

Что вообще значит «дорога, по которой люди ходят»? Допустим, по этому полю никогда никто не ходил, и вдруг ночью кто-то пробежал через пшеницу, оставил след, — и что, все? Теперь получается, что это общественная дорога? Очевидно, что это не так, правильно? А как тогда? Что же значит «люди здесь ходят»?

Рашбом объясняет, что они ходили здесь либо «всегда» — ОК? – либо по воле хозяина, который изначально выделил им этот путь. То есть вариантов возникновения обычая – по «обычаю» люди здесь ходят – есть только два. Либо этот обычай существовал «всегда», то есть мы не можем указать на время его зарождения; либо он был установлен тем, кто имеет авторитет установить такой обычай.

Мы недавно говорили с дочкой о пирсинге – почему это нельзя, ведь это делают все, значит, есть такой обычай! Сережки же можно, правильно? И это тоже все делают! И я сослался как раз на эту логику. Что значит «все так делают»? Либо это было «всегда» — допустим, сережки носили всегда, в Древнем Египте и так далее, и пирсинг в пупке тоже был всегда. Это одна возможность. Либо ты указываешь, кто ввел этот обычай, и мы в таком случае определяем его авторитетность. Либо это не обычай.

И по этой же логике «обычаи» реформистов не являются обычаями, и их слова «Наши деды и прадеды так делали» никаким обоснованием не являются.

Не пропускай самые интересные публикации для духовного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Рав Александр Кутуков

Путь в еврействе начал с обучения в ешиве в Кунцево. Потом учился в ешиве «Огалей Яаков» у рав Хаггая Прешела.
Занимался изучением Торы, преподаванием, переводами и еврейской журналистикой.
Попав в Израиль, поступил в колель Швут Ами, где учится по настоящее время.
Интересы, кроме Торы, разносторонние и бессистемные.