Поделиться

Гордыня

Поговорим о гордыне. И возможно ли с ней построить еврейскую семью.

Сначала надо определиться. что это такое.

Рабби Элимелех говорил: «Нет ничего хуже гордыни: она подстрекает человека узурпировать место Всевышнего».

«Кто такой этот ваш Бог? Меня никто не создавал, и я никому ничего не должна». Это самая страшная из форм гордыни.

Есть и другая форма недовольства: «Не те родители, не тот город, не тот муж. Я лучше знаю, чего я заслуживаю. И это все несправедливо! Я получила чье-то плохое, а в моем, хорошем, кто-то живет и радуется!».

Любое пренебрежение чувствами других — это гордыня. Главное, не перейти в противоположную позицию — Я пуп земли и отвечаю за чувства каждого муравья и травинки. А уже тем более точно знаю, что должны делать мои родные и близкие. Когда мы на себя нагружаем много всего, и за маму, и за папу, и за сестру, и за мужа, и за детей. Это, опять же, позиция как будто Всевышнего. Я все смогу, со всем справлюсь, все решу. Но на деле так не выходит. Поэтому и говорят, что чрезмерная, завышенная ответственность — это та же самая безответственность, только более красивая в глазах себя и других.

Есть же взгляд-перевертыш. И, может, Вам встречались в жизни частые претензии к домашним? Они ведь строятся на позиции — вы мне должны (дети — учиться, муж — зарабатывать, родители — не мешать). Это тоже один из видов гордыни.

А высказывать свое мнение, давать советы, когда об этом не просят?

И если не приняли совет, то все время впадать в состояние обиды и жертвы. «Этот не так со мной говорил, эта не то сказала, эти нехорошо поступили. Вы оцениваете поступки людей и говорите — со мной так нельзя, это несправедливо!».

А иногда мы очень хотим помочь своим близким или не очень близким. И делаем это с таким видом, как будто сам Господь Бог снизошел своей помощью. Ожидая бурных оваций, много благодарностей. И если не получаем их, то впадаем либо в гнев, либо в обиду. То есть, помощь совершается не ради того, чтобы помочь человеку, а ради того, чтобы подчеркнуть свое превосходство и получить признание.

Знакомы ли вам такие состояния? Я предполагаю, что почти каждый человек сталкивался с подобной или похожей ситуацией. Когда или он так себя вел, или по отношению к нему так поступали.

Я никогда не встречала идеальных и безгрешных людей! Но многие ведут себя так, словно весь мир у них в кармане!Однозначно, что в таких ситуациях и с такими человеческими качествами, очень сложно построить хорошую и дружную семью.

Какие советы можно дать для тех, кто все-таки готов работать над собой и хочет построить свое счастье? Как научиться не впадать в крайности?

Обратимся к советам наших мудрецов. И узнаем, что говорят еврейские источники о гордыне.

Всевышний судит человека, отступая от буквы закона в сторону снисхождения. Но гордецу Он ничего не снимет со счета и будет судить в прямом соответствии с его качествами. И даже тот, кто заносчив только в сердце, отвратителен и презираем перед Всевышним (Мишлей 16:5)

*Раби Моше бен Маймон (Рамбам, XII век) учит, что в отношении всех черт характера человек должен избегать крайностей и стремиться к умеренности.

*Вера во Всевышнего и довольствование тем, что есть — это общие основы всех хороших качеств. (Эвен Шлема)

*Жена помогает тому, кто этого заслуживает; тому, кто этого не заслуживает, она противостоит. Улучшая себя, мы можем улучшить и наших жен (мужей) и то, как мы к ним относимся. Так же возможно, что, когда мы сами станем лучше, нам покажется не таким уж важным улучшать своих жен (мужей).

*Почитай свою жену и будешь богат (Бава Меция 59a).

*Пусть муж тратит больше, чем он может себе позволить, чтобы обеспечить жену и детей необходимым (Хулин 84б).

Сказано, что каждый, кто возвышает сердце свое, отрицает основы веры: «И возвысишь сердце свое, и забудешь Господа, Б-га твоего» (Дварим 8:14)

И еще один важный принцип: никогда не надо смотреть свысока на тех, кто кажется тебе хуже. Если ты умнее — ты можешь потерять разум. Если у тебя привлекательнее внешность — ее тоже легко потерять. Если лучше одежда — это вообще не повод возноситься. Ничто в человеке не вечно — ни то, что дала природа, ни то, чего добился он сам.

А когда удастся преодолеть свою гордыню и плохое начало, то «нет большей радости, чем возвращение из изгнания и плена, что можно понять в сравнении с королевским сыном, который был в плену, молол зерно в доме заключения, был выпачкан отбросами и вышел на свободу, вернувшись в дом короля, отца своего. (20,177)» (РАББИ ШНЕУР ЗАЛМАН ИЗ ЛЯД).

И еще один важный совет в отношении друг к другу: когда человек показывает воде образ и форму лица своего, там, в воде, появляется та же самая форма, то же происходит и с сердцем человека, верному другому в своей любви. Эта любовь также пробуждает любовь к нему в сердце друга, и они становятся друг другу верными, любящими особенно тогда, когда человек видит любовь друга по отношению к себе. Такова природа, свойственная всем людям…у них тем более сама собой пробудится удвоенная и учетверенная любовь в сердце подлинной душевной привязанностью из сердца и души, из бесконечных глубин сердца. И даже если сердце его из камня, растопится оно и станет водой, и, как вода, изольется душа его в совершенном истечении души в любви.

Вообще говоря, большинство советов о семейной жизни сводятся к некоторому общему набору – сами по себе эти очень, казалось бы, разные советы лишь различные иллюстрации одного и того же набора правил. Уважайте себя, но не только самого себя, думайте о себе, но не только о своих чувствах, помните о себе, но не только о своих нуждах. Думая только о себе, человек впадает в гордыню, отрекаясь от себя – в малодушие. Впав в гордыню, можно, наверное, сохранить даже способность к созиданию, как царь египетский, но можно ли когда-нибудь было жить в построенных фараонами египетских пирамидах? Не стройте себе памятник, постройте себе дом, в котором все будут любить и уважать друг друга.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com