Поделиться

“И мёртвые с косами стоят…” | Урок из главы Кдошим

Мы не о Гоголе, мы – о куда более насущных запретах Торы на занятия магией и колдовством. Тема эта сложна и неочевидна, и я нигде не видел столько разногласий между мудрецами! О наказаниях, о понимании терминов, о допустимости тех или иных действий… Можно ли “испытывать небеса”, полагаться на знаки? А Тора ещё больше нас запутывает, давая законы, связанные с магией, вразброс.

В главе есть 4 разрозненные фразы:

1. «Не ешьте с кровью, не гадайте и не ворожите.» 2. «Не обращайтесь к вызывающим мёртвых и к провидцам; не ищите оскверниться ими.» 3. «И на того, кто обращается к мёртвым и к провидцам, совращаясь ими, обращу Я лицо Моё и истреблю его из народа его.» 4. «И мужчина или женщина, если окажется среди них вызывающий мёртвых или провидец, смерти будут преданы; камнями забросают их, кровь их на них.»

Зачем столько повторов? И почему через несколько пасуков? Оказывается, Тора как бы рисует контекст приёмов колдовства, его причин и последствий. «Не ешьте с кровью.» Множество значений: не ешь до молитвы, пока ты ещё «дам» (кровь) и буква алеф из Имени не сделала тебя «адам», человеком. Не ешь, не помолившись о своей душе (жизненность человека связана с его кровью). Судьи, вынесшие смертный приговор, обязаны поститься и просить милости для души преступника… Но есть и буквальное. Древний магический ритуал: кровь убитого животного собиралась в ямку, колдуны вокруг ели мясо, на запах сбегались демоны; совместная трапеза “сближала сердца” и демоны на радостях раскрывали людям тайны будущего…

Другой пасук идёт за запретом отдавать детей Молеху. Служение ему заключалось в прохождении между кострами. По одному мнению, ребёнок оставался жив, по другому (или по другому варианту ритуала) его сжигали в угоду идолу. Говорят мудрецы, что проходящий между двумя женщинами словно проходит между двумя кострами. Намекая, что нечистые желания толкают человека к идолопоклонству и к готовности удовлетворять свои страсти любым способом. Через приворотные зелья, шаманов и вопрошающих мёртвых… Человека начинает властно притягивать нечистота – а там недалеко и до “нечисти”.

Ещё пасук мы находим следом за «Субботы мои соблюдайте и Святилище моё чтите» – отделяйтесь от всего, что может уменьшить вашу духовную чистоту и непосредственность переживания Б-жественного Присутствия. Ведь Храм и Шабат – Его свидетельства!

Последний текст стоит после «Я выделил вас из народов, чтобы быть вам Моими» – отдаляйтесь от обычаев народов, ведь потомкам Ноаха, в отличие от евреев, запрет на колдовство прямо не дан.

Повеление не обращаться к «йову и йидони» мы перевели как «к вызывающему мёртвых и провидцу». Йидони буквально переводится как “знающий” (будущее?). Впрочем, по мнению рава Клонимуса это – имя странного существа, похожего телом и лицом на человека и соединённого с землёй длинною трубкой-«пуповиной». Звери его боятся, кто приближается – оно губит и сжигает огнём. Охотники издали стреляют стрелами и, когда связывающая с землёй трубка перебита, йидони падает замертво. По одной из версий именно его кость берёт в рот заклинатель мёртвых. И, когда он впадает в транс, то ли из подмышки, то ли из самой кости вдруг слышится невероятно низкий замогильный голос, раскрывающий сокрытое и повествующий о будущих делах.

Есть и специалисты экстра-класса, у которых мёртвые (правда, без кос) встают для беседы непосредственно. Один такой случай описывает Книга Шмуэля в истории с царём Шаулем и колдуньей.

Это вам, знаете ли, не “столоверчение”! Серьёзные маги основательно учатся (отсюда йидони – знающий). Традиции семейные берегут… Но какое нам с вами дело до этих бабушкиных сказок и наркотических “глюков”? Конечно, кроме сыплющихся изо всех рекламных дырок: “излечу!”, “приворожу!”, “сглазю!”…

А дело вот какое. Послушайте человека, посвятившего немало “доиудейских” лет оккультным практикам. Мир не ограничен тем, что наши органы чувств естественно воспринимают. Духовное – реально и материальный мир объединён с ним многочисленными и взаимообусловливающими связями. Танах, книги мудрецов испещрены примерами. Строго говоря, вся система заповедей Торы – об этом. Притворяться, что наша действительность ограничивается видимым глазами и ощупываемым пальцами и приборами – самовнушение лентяя.

А практически? Как нам жить в этом огромном мире, лишь малую долю которого мы можем узнать без особых усилий? Пойти учиться к тибетским ламам, ввести в каждой начальной школе курсы парапсихологии?

Тут мудрецы единогласны: «бесхитростно ходи перед своим Б-гом». Самое лучшее – не пытаться забежать в будущее. Положиться на Волю и Милосердие Вседержителя. И стараться быть целомудренней с сокрытыми мирами. Не “ломать стенки” ради чистого любопытства. Ибо миры эти куда сложнее мира ощутимого, а учиться плавать в них нам надо почти с нуля. Даже людям, наделённым особыми талантами.

Известно, что Ангел зла слеп. Но наши грехи как бы создают ему глаза, право видеть и обвинять. Включаясь в систему магической практики, человек притягивает к себе силы и явления весьма небезопасные. И с некоторой грани Творец “отворачивается” от него, предоставляя развлекаться и быть игрушкой выбранных третьестепенных сил.

Так что же, нам позволены только материальные знания и поступки? Нет, конечно! По мере умудрения и душевного очищения, у человека появляется больше прав (и необходимости) в прямом контакте с «невидимыми мирами». Но это – тема особая, и необходим на пути надёжный проводник, истинный праведник. И очень серьёзный мотив «прыжка». Талмуд приводит, например, рассказ о мудреце, пришедшем на кладбище и поднявшем мёртвых, чтобы узнать, кому и сколько остался должен его внезапно умерший отец. Ведь Тора требует предельной честности в денежных делах!

Урок: пожалуй, здесь ответ. Заглядывать за завесу допустимо ради исполнения Воли Создателя, ясно выраженной в Его Учении. Неради собственных страхов и выгод. Но впрочем, жизнь столь многообразна… Если возникает вопрос – ищите настоящего раввина, в сей области компетентного.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com