Поделиться

«И рыбку съесть…»

Существует известный еврейский закон и обычай: есть по субботам и в другие заповеданные трапезы рыбу.

Объяснений масса: доступность рыбы по сравнению с мясом (и даже птицей. Особенно с учетом того, что после забоя, животное или птичка могут оказаться трефными и т.д.), полезность рыбы (фосфор, омега-3), вкус (рыбий жир один чего стоит!).
Кроме того, в Талмуе прямым текстом прописано, что субботнее наслаждение (кроме штудирования писаний рабейну Нисима и т. д.) — это рыбоедство (ВТ, Шабат, 118б). А уже из Талмуда — далее везде. И везде, с одной стороны, пишут, что если не любишь рыбу — не мучайся, что если рыба подорожала — не парься, что если рыба не ловится, то не растет кокос и т. д. Но потом, в конце, все-таки приписывают: не есть то ты конечно можешь, но имей в виду — в том, чтобы есть рыбку, есть высший смысл. Есть даже кто говорит, что исправление греха, спровоцированного змеем и не затронувшего рыб, которые в воде, а не на попавшей под раздачу земле.

Плюс «мистические» объяснения: рыба (דג) – это удача (גד). Кто ест в субботу (ג-ד — гематрия 7, седьмой день недели) рыбу (דג) тот избегает судам адом (דינא של גהינום). В четверг были благословлены рыбы, в пятницу — люди, а в субботу — суббота: тройное благословение. Людей есть запрещено, значит едим, как символ нерушимой троекратности, рыбу.
А еще есть такая тема: в Зоѓаре величайшие праведники, души из самых высших миров уподобляются рыбам. И в некоторых святых книгах упоминается, что души праведников, нуждающиеся в некоем (косметическом, скажем так) исправлении вселяются в рыб. И когда человек ест такую рыбу-носителя в рамках субботней или другой заповеданной трапезы, то, во-первых, праведник получает свой «тикун» и покидает, наконец, наш стремный мир, где растут цены на тунца-сырца-удалого-молодца (извините, не удержался), а, во-вторых, едоку перепадает кое-что из заслуг праведника, в порядке благодарности за оказанную услугу и т. д.

Некоторое время я работал, наездами, в Киеве. И имел возможность наблюдать, как складывается и крепнет культ р.Исроэля Довбера из Виледника. Точнее, как возрождалась популярность сохранившегося даже в самые темные большевистские времена обычая ездить на его могилу: ни одного учащего или хотя бы ищущего «Шаарит Исраэль». Во-первых, это относительно близко к Киеву. Во-вторых, действительно, в свое время, знаменитый был чудотворец. В-третьих, Ребе Цемех Цедек людей к нему посылал за чудесами и титуловал его гаоном. В-четвертых, Ребе как-то раз его цитировал. В пятых, он приютил при своем дворе большинство осиротевших страшловских хасидов, которым дорога в Любавичи была заказана и при Цемех Цедеке. Но и тут они извели ребе и двор.

Рассказывают, что как то раз в субботу среди гостей Виледникера был хабадник.
Когда на стол подали блюдо с двумя большими рыбинами, р.Исроэль Довбер сказал:
— Хотите, расскажу как эти рыбы попали сюда? Они плыли по реке, рядом. Одна спросила у другой: «Куда плывешь?». Та ответила: «В Виледник, чтобы быть съеденной р.Исроэлем Бером во время субботней трапезы. А ты?» — «А я плыву в Любавичи». Слово за слово и виледниковская рыба сумела уговорить любавическую составить ей компанию. И вот они обе оказались на моем столе. Но по справедливости, вот эта рыба причитается нашему гостю.
И одна рыбка досталась любавическому хасиду.

А вот, для сравнения, хабадская история:
— Как-то раз во время трапезы у Альтер Ребе р.Ицхок из Уллы подавился костью рыбы.
Надо полагать, ему как-то удалось решить проблему. История не об этом а о том, что Альтер Ребе прокомментировал инцидент. Он сказал:
— Нужно уметь есть [вместилище?] душ праведников.

Можно ли, исходя из того, что в рыбе были кости, заключить, что трапеза была не субботней? Не уверен.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com