Поделиться

И вновь о чихании и подобных явлениях

Продолжаем тему чихания и похожих респираторных явлений. Для этого приведу цитату из трактата Брахот (лист 24-Б):

Сказал рабби Ханина: Я видел, как Рабби (во время молитвы) отрыгивал, зевал, чихал и плевался и поправлял одежду. Но он не закутывался, и когда он зевал — прикладывал руку к подбородку (прикрывал рот рукой). Учили: слышащий свой голос во время молитвы — вот же он маловерный; возвышающий голос в молитве — вот же он из лжепророков; рыгающий и зевающий во время молитвы — вот же он грубый нравом; чихающий во время молитвы – плохой знак для него, а есть говорящие, что так дают ему знать, что он – подлый человек.

Ранее, мы уже выяснили, что с чиханием — все наоборот — это хороший знак. Теперь важно отметить, что отрыгивание, плевки — не являются знаком свыше. Потому что написано далее, что сказанное (рыгающий и зевающий во время молитвы — вот же он грубый нравом) справедливо лишь в том случае, если человек это делал намеренно. Хотя сложно сказать, как можно намеренно зевать — это для меня остаётся вопросом. Но если не намеренно — это не проблема. Главное, при зевоте (и, наверное, при отрыжке) прикрывать рот рукой. И так постановил Арох а-Шулхан.

Теперь скажу несколько слов о таком обычае говорить «Правда», «Правду сказал», если после некоторой фразы человек чихает. В книге «Идиш — hа-сафа кдоша» говорится, что говорим мы так из-за того, что душа вернулась из мира истины и принесла часть истины с собой. Обычно, миром истины называют мир, в который отправляются умершие (ещё говорят — тот свет). Поясню. В Пиркей де-рабби Элиезер говорится, что до Яакова Авину люди умирали внезапно — пошёл человек на улицу или рынок, чихнул и умер. Помолился Яаков и стали люди умирать от длительных болезней, чтобы могли сделать последние наставления, раскаяться, закончить важные дела. И вот в его дни происходило следующее: лиди чихали и не умирали. Это было настолько удивительно, что среди разных народов появилось множество присказок к этому, типа «будь здоров», «Б-г тебя благословил» и т.п. Так вот, при чихе раньше душа уходила на тот свет или, правильнее — в мир истины, и не возвращалась. А теперь, когда Яаков помолился и постановлено, что после чиха душа сразу же возвращается в тело, то, возвращаясь из мира истины, она несёт в себе отпечаток истины. Поэтому и говорим, что сказанное — правда

О чиханни нужно помнить, что не желают здоровья после чиха во время изучения Торы, а есть говорящие, что и в синагоге не желают. И тем более нельзя желать здоровья человеку, который чихнул во время молитвы. И посреди трапезы, говорит рав Каневский, тоже не нужно желать здоровья чихнувшему. В туалете тоже не говорят по причине того, что в туалете вообще нельзя говорить.

Говорят, что хорошо сказать пасук из Теилим (49, 18): «На спасение Твоё надеюсь, Г-сподь!». И можно сказать это как самому себе, так и получить этот пасук в виде доброго пожелания от других. Только нужно быть внимательным тому, кто говорит этот пасук на Святом Языке, чтобы не сказать Ад-най — нужно сказать АШем.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com