Поделиться

Ибо человек — дерево полевое…

«Когда осаждать станешь город долгие дни, воюя с ним, чтобы захватить его, не истребляй дерева, занося на него топор, ведь от него будешь есть, и его не руби; ведь человек – дерево полевое, уйти от тебя в осаду». Рассмотрим не весь пасук, а ограничимся странным тождеством: «человек – дерево полевое».

Рабейну Бехайя видит за этим подобие человека дереву в смысле роста (телесного и духовного) и пропитания.

Раби Авраам Реголер, брат Виленского гаона, относит это сравнение к самой природе человека, «души говорящей». Подобно дереву, человек «плодоносит» словами, которые пророк Ишайя назвал «урожаем уст». Однако сиё верно лишь, если ты произносишь слова Торы. Речь же о мирских делах подобна коре или кожуре, необходимым только для сохранения тела дерева или плода. Конечно, тело нужно для службы Творцу, но суть не здесь! И потому люди, увлечённые повседневным, называются «деревьями бесплодными». А праведник отождествлён с плодосным древом. «От него будешь есть» — от мудрости праведного учёного, которая поможет тебе выбрать путь и в мире временном, и в вечности.

Реканти предлагает иной взгляд: над каждой травинкой, деревом есть направляющий её ангел. Выкорчёвывая земное, ты передаёшь сигнал на разрушение в высшие миры. Но если растение перестало плодоносить, значит, ослабела его связь с духовным… Не так ли и человек!?

Зоар: «Тот, кто днём и ночью занят Торой, словно дерево над ручьём. Как у дерева есть корень, кора, мозг, ветви, листья, цветы и плоды – 7 видов, соответствующих 7-и сфирам (высшим принципам), так и слова Торы – есть в них: написание, простой смысл, намёк, толкование мудрости, гематрии, тайны сокрытые и тайны глубинные. И как ветки расходятся в разные стороны, так и слова Торы имеют множество граней. Тот же, кто ищет её многообразной мудрости, воистину укоренён над живительным потоком!» И далее Зоар рассматривает всю историю с захватом города как аллегорию нападения на человека ангела бедствий, преследующего несчастного из-за его грехов. И показывет «технику» того, как мудрецы Торы, подобные «деревьям, которые не позволено срубать», защищают от гибели свой город и всё своё поколение. И потому «не заноси на него топор» (не враждуй с ним), ибо «от него будешь есть».

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com