Поделиться

Интересное о месяце Тевет

Уже прошла треть месяца Тевет и я вспомнил, что в тевете запрещено резать гусей, иначе будет худо – существует запрет, основанный на Каббале, резать в этом месяце гусей.

Давайте углубимся в этот вопрос:

1. РаМО на Шулхан Арух, Йорэ Дэа 11, 4 пишет

שׁוֹחֲטִין נִזְהָרִין שֶׁלֹּא לִשְׁחֹט שׁוּם אַוָּז בְּטֵבֵת וּשְׁבָט, אִם לֹא שֶׁאוֹכְלִין מִלִּבָּהּ. מִשּׁוּם שֶׁקַּבָּלָה הִיא שֶׁיֵּשׁ שָׁעָה אַחַת בְּאוֹתָם חֳדָשִׁים אִם שׁוֹחֵט בָּהּ אַוָּז, יָמוּת הַשּׁוֹחֵט אִם לֹא אוֹכֵל מִמֶּנָּהּ; וְנוֹהֲגִין לֶאֱכֹל מִן הַלֵּב

Режут и опасаются, чтобы не резать никаких гусей в (месяцах) тевете и швате, если не съест от их сердца. Из-за предания, что есть час один в тех месяцах, (что) если зарезать в нем гуся, умрет зарезавший, если не съест от него (гуся). И принято есть сердце.

Беэр йитэв пишет, что надо есть печень и ноги. Только не понятно: в дополнении к сердцу или вместо сердца. Поэтому, кто устрожает, должен есть всё перечисленное – сердце, печень и ноги.

2. В трактате Брахот 57 написано:

הרואה אווז בחלום יצפה לחכמה
Видящий во сне гуся пусть ожидает мудрости.

3. Рабейну Бахьё пишет, что в тевете родился сын Яаакова Ашер.

4. Про Ашера Тора говорит:

וטובל בשמן רגלו
И окунет в масло ногу свою.

5. Со слов Аризаля учат, что масло в данном пасуке означает мудрость. Таким образом гусь связан с мудростью, как связан с ней и Ашер.

6. В книге «Перек Шира» про гуся пишут, что он поёт на своем гусином языке особую песнь прославления:

הודו לה’ קראו בשמו הודיעו בעמים עלילותיו
Пойте Ашему, взывайте к Имени Его, возвещайте народам деяния Его.

7. И р. Йеhуда а-Хасид говорит, что прерывать песню Вс-вышнему — значит вызывать на себя небесный суд и ставить себя в опасность.

Теперь делаем выводы. Открытым текстом не говорится, но предлагается нам самим додумать, что так как гусь связан с Ашером, который родился в тевете, то час максимальной опасности — это час рождения Ашера, который в точности мы не знаем. И по всей видимости, свою песню гусь поёт именно в этот час.

Секрет того, почему нужно съесть что-то от гуся, не раскрывается, но предполагается, что мы и так поймем: песня гуся была прервана не напрасно, а для пропитания человека. Из этого, как бы следует, что если прерывание песни гуся в определенный час приводит к опасности, то и поедание части от него должно быть в этот час.

Что именно есть, — не принципиально, что следует из слов РаМО «И принято». Видимо, РаМО считает, что съесть нужно самое главное — сердце, а Беэр йитэв предлагает печень или ноги. Ноги, видимо, потому что их откашеровать проще, а печень, смею предположить, из-за того, что на иврите слово “печень” (כבד) содержит те же буквы, что и корень глагола “уважать, почитать” (לכבד).

И финальный вывод, который мы должны из всего этого сделать: не нужно без важной причины прерывать того, кто занимается добрым делом, иначе самому плохо будет.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com