Поделиться

Искусство правильно ругаться | Урок из главы Дварим

«Резать правду-матку в глаза» — это по-нашенски! Порой, однако, зарезанная правда обижается и дерётся. Поучимся культурному порицанию — ведь большая часть книги Дварим названа мудрецами «тохеха», строгое назидание. Последние 36 дней жизни Учитель наставляет и благословляет народ. Возьмём кусочек речи, связанный с «грехом разведчиков».

«И подошли ко мне вы все и сказали: «Пошли перед нами людей, и высмотрят землю, и ответят нам о дороге, по которой поднимемся, и о городах, в которые войдём». И хорошо это было в моих глазах, и взял я из вас 12 человек, по одному из колена.»

Исследуем-ка подтекст. Говорится о грехе, из-за которого почти все взрослые мужчины «поколения знания» погребены в пустыне. Тут каждое слово на вес золота – чтобы снова не повторился «холокост»!..

А Тора снова что-то путает: «вы», используемое Моше, абсолютно неуместно! Раньше сообщалось, что все осуждённые уже умерли. Оставшиеся в живых мужчины из «поколения пустыни» — Йешуа, Калев и левиты, – не имели к тому проступку никакого отношения. Наоборот, они пытались его предотвратить.

Как же тогда понять комментарий Раши: Моше собрал весь народ, дабы никто не мог заявить: «если бы я был там, знал бы, что ответить!»? Да тут любой тинейджер возразит: «Начальник, всё это очень интересно, но мы-то причём?». Однако евреи слушают, стыдятся и учатся…

Потом, за что упрекать? Тебе же самому понравилось! И Творец разрешил: «Пошли себе людей высмотреть землю». Выбрали лучших, с помощью урим и тумим, между прочим. Каждого лично Б-г одобрил. Да и кому люди, в конце концов, должны были верить: десятерым, утверждавшим, что местные народы нам не по зубам, или двоим, предлагавшим положиться на чудо?! Ох, не сходятся у этих «пейсатых» концы с концами!

Немало намёков раскрывают мудрецы. Подошли все – толпой, «дети толкают стариков, старики вождей». «А вот при даровании Торы вы стояли чинненько – когда нетерпение было оправдано!». Выбирал я по человеку из каждого колена, увидев ваше недоверие и возбуждение, — чтобы результат разведки был принят без пререканий. Понравилось мне не сама идея послать лазутчиков – но то, что вы единогласно приняли решение. Ещё – я надеялся, что, увидев согласие Всевышнего и моё, вы поймёте — здесь без подвоха и просто пойдёте «наследовать Землю». Могло обойтись даже без войны!

Заметьте, понравилось мне, но не Б-гу, а я всего лишь человек. Здесь мудрецы несколько расходятся в интерпретации сути «греха разведчиков». Есть мнение, что Творец разрешил послать разведчиков, дабы максимально приблизить процесс завоевания Кнаана к естественному. «А вы, несмотря на все заверения Всевышнего, что земля великолепна, хотели проверить, правду ли Он говорит?! И после заплакали: «По ненависти к нам (из-за нашего идолопоклонства в Египте) привёл нас Б-г сюда!» Вот что на уме у вас, маловеры!».

Но Мальбим даёт иной анализ. «Разведывать» на иврите «латур», «лехапер» или «лерагель». Хапара – высматривание тайного. Народ объяснял: Б-г обещал нам богатства Кнаана, но кнаанеи в испуге прячут всё в тайники; надо их разведать, иначе Его слово будет нарушено! Татур – тот, кто осматривает, оценивает. Б-г разрешил «высмотреть (латур) Землю», убедиться в её духовной и физической привлекательности, прибавить вам энтузиазма. А вы хотели «лерагель», провести военную разведку. Но ведь обещано, что Б-г даст вам страну – что, после всех чудес вы не доверяете Его мощи!?

Нам сейчас важно не то, какая позиция достоверней, но почему «тохаха», строгое назидание удалось? Самим научиться «грамотно критиковать».

Во-первых, Моше обладал заслуженным авторитетом. Его бескорыстие проверялось не раз и царь был вне подозрений. Но он не положился и на это! Все знали, что руководителю скоро умирать. Уходить из-за ошибке в Мериве, где он выручал бунтующий от жажды народ. Людям было невероятно стыдно перед ним и жаль любимого вождя. Страшно за будущее без него. Только что чудесно выиграны войны противармий Сихона и Ога; уже нельзя подозревать, что полководец, не веря в победу, ищет повод обвинить народ в неудаче. Люди увидели силу Творца и Его заботу о них; маловерие казалось нелепостью.

Ещё – Моше недавно провёл тест на способность воспринять назидание. Когда колена Реувена и Гада попросили дать им земли в Заиорданье – они услышали: «А теперь встали вы, ученики грешников, чтобы разжечь гнев Б-жий на народ?!» И воины не спорили, скромно заговорили о практических действиях!

Говорит мудрец Талмуда: «Есть ли в этом поколении способный назидать?» Возражает другой: «А есть ли способный выслушать назидание?». То поколение умело! И, чувствуя связь с родителями и боль за их горькую судьбу, воспринимало их ошибки как свои. Тем более, люди понимали: теперь они на переднем крае, необходимо учесть опыт старших.

Говорят, есть два вида назидающих. Одни, исполняя прямую Волю Создателя, говорят ясно и жёстко. Нередко к таким пробуждается ненависть – кому приятно выпить порцию залпом? Но есть другие, сегодня скорее их время. «Если в городе любят мудреца – значит, он умеет наставлять намёком, не в лоб,- оберегая людское самолюбие».

Урок: даже Моше, назидавший по прямому велению Б-га, искал особую ситуацию, говорил не всё и оставлял немалую долю на домысливание слушателей. Перемежал поучение благословениями. Убедился в заинтересованности людей. Подчеркнул своё соучастие в грехе, равноправие со слушающими. Вот бы и нам так научиться…

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com