Поделиться

Испытание блеском злата

Человек, способный ценить то, что у него есть, может по-настоящему наслаждаться жизнью. Он воздерживается от многих прегрешений, порождаемых ревностью, ложью, гневом, тщеславием, ненавистью, клеветой и недоброжелательством. Впрочем, у всех этих неприглядных явлений есть одно общее имя – зависть. И узнать отношение Всевышнего ко всему этому сомнительному набору несложно – десятая заповедь дает нам вполне исчерпывающий ответ.

Впрочем, человечество никогда не уставало искать ответы на простые, казалось бы, вопросы. И вопрос богатства, достатка – вопрос этот стоит для человечества остро с самых ранних лет его, человечества, существования. Что ж, откроем Талмуд.

Написано в масехет Авот 4:1:

«Кто богат? — Тот, кто рад своему уделу».

Как это понимать?

Известно, что в пустыне нам давали мана столько, сколько мы могли потребить, не больше. И, если кто-то собирал лишнее, то, что ему не надо для потребления, ман гнил. Вот первый ответ – человеку нужно столько, сколько ему действительно нужно, остальное не принесет ему ни достатка, ни удовлетворения.

Вопрос, однако не простой, посмотрим еще.

В трактате Авода Зара 18а рассказывается:

Спросил раби Ханина раби Йоси: «Удостоюсь ли я удела в грядущем мире?» Раби Йоси спросил раби Ханина, сделал ли он что-нибудь особенное в своей жизни. Раби Ханина рассказал, что как-то раз, у него было два кошелька. Деньги из одного кошелька он намеревался пожертвовать на благотворительность, а из второго — потратить на покупки к празднику. Позднее он обнаружил, что по ошибке на благотворительные цели отдал не тот кошелек. Однако, вместо того, чтобы потратить деньги из оставшегося кошелька, раби Ханина предпочел его также отдать беднякам, как и намеревался. «В таком случае, — сказал раби Йоси, — да будет мой удел в будущем мире подобен твоему».

Любавичский Ребе говорил, что евреи должны быть богатыми. Что он имел в виду?

Дети Царя не могут быть бедными, конечно. У евреев уже есть величайшее богатство человечества за всю его историю – вера во Всевышнего и символ этой веры – Тора. Но это ответ на вопрос «почему евреи должны быть богатыми». Однако, наверное, не менее важен ответ на вопрос «зачем евреи должны быть богатыми?».

Цель жизни верующего в Творца человека – служение Ему. Но каково должно быть это служение? Для еврея ответ должен быть прост – через творение добра, неустанные попытки восстановления нарушенного равновесия, утраченной миром справедливости, стремиться к приходу лучшего мира, мира Мошиаха, мира Третьего Храма.

Раздающий милостыню, постигающий Тору, молящийся сердцем, наглядно реализует свою основную функцию – служение Творцу. И тогда его «ман» не загнивает.

Если нам дается больше, чем нам, как нам кажется, нужно, значит нам это дано потому, что Творец положил, что мы справимся употребить данное нам на угодные Ему дела – дела милостивые и справедливые, Творец рассчитывает, что мы не сложим это в сундуки и ящики, где наш ман сгниет и будет изъеден червями.

Зачем мы все время вспоминаем об этом? Всевышний дал каждому из нас право выбора, и возможность изменять этот мир. В пустыне Он показал нам, что человеку для себя не надо больше, чем он может потребить. Наш выбор состоит в том, какие наши качества мы проявляем в том числе и тогда, когда у нас есть больше того, что нам требуется.

Как и любой свет, блеск золота может ослепить, а может осветить правильный путь. История говорит нам, что блеск злата ядовит и коварен, но тот, кто сможет остаться на верном пути, остаться человеком, каким его хочет видеть Вс-вышний – тот и есть истинно мудр, истинно зряч, истинно богат.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com