Поделиться

История о раве Йеhуде Птайя и Рош а-Шана

Уже совсем немного и наступит Рош а-Шана — глава года, День суда. И я хочу рассказать одну историю, которая может помочь нам в этот день. Но сначала сделаю небольшое вступление. Рав Моше-Давид Валли сравнивает структуру дня и года: в году и дне четыре части, и они соотносятся между собой следующим образом:

  • Осень — вечер;
  • Зима — ночь;
  • Весна — утро;
  • Лето — день.

И как раз Тишрей — месяц, с которого начинается год, соответствует началу темного времени суток, которое в свою очередь пробуждению меры Суда. В противовес этому месяц Нисан соответствует началу весны и пробуждению меры Милосердия.

В Зоаре пробуждение меры Суда символически связывается с событием из Торы, когда Йицхак просит Эсава наловить ему дичи:

בְּיוֹמָא דר»ה נָפִיק יִצְחָק בִּלְחוֹדוֹי וְקָרֵי לְעֵשָׂו לְאַטְעָמָא לֵיהּ תַּבְשִׁילִין דְּכָל עַלְמָא כְּפוּם אָרְחוֹי: וְשָׁכִיב עַל עַרְסֵיהּ דְּדִינָא וְקָרֵי לְעֵשָׂו וְאָמַר וְצוּדָה לִי צֵידָה

В день Рош а-шана выходит Йицхак один и зовет Эсава, чтобы попробовать блюда всего мира, каждое в соответствии с его путем. И садится на ложе суда, и зовёт Эсава, и говорит ему: “Налови мне добычи”.

Под Йицхаком здесь показана нам мера Суда — проявление Вс-вышнего в качестве строго Судьи, а под Эсавом — Сатан, который как охотник ловит дичь и приносит её своему хозяину. И хотя в этом диалоге мы не видим, о какой добыче идёт речь, мы знаем, что в Торе под добычей имелись в виду кошерные животные, пойманные и убитые кошерным способом. Несомненно, что здесь идёт речь о праведных людях.

Получается, что в Рош а-Шана выходит Сатан и пытается уловить именно праведных людей, сделав их своей добычей. На этом вступление я заканчиваю и перехожу к истории, которая случилась с равом Птайей в день Рош а-Шана. Вечером он одел новые праздничные белые одежды, сходил на праздничный маарив в бейт кнесет и в хорошем расположении духа возвратился домой. Дома его жена уже приготовила всё необходимое для трапезы, накрыла стол на крыше дома (по обыкновению жителей Багдада, из-за ещё относительно жарких дней), зажгла светильник и поставила закуски на стол. Рав Птайя поднялся на крышу и с женой начал трапезу.

Настроение у них было праздничное. Но, когда рав потянулся за одной из закусок, он задел масляный светильник и опрокинул его на себя, тем самым погасив светильник и испачкав новые праздничные одежды маслом. Произошедшее нельзя назвать приятным, жена рава из-за этого переживала, но он успокоил её (и, скорее всего, сам успокоился и не стал в праздничный день сокрушаться из-за мелкой бытовой неприятности) и пошёл переодеться в другую одежду — уже не новую, менее нарядную, но чистую. Однако, трапезу предстояло теперь проводить в темноте, так как это был единственный зажжёный огонь в доме. Жена рава теперь решила подать горячее мясное блюдо, и поднимаясь на крышу случилась вторая неприятность — из-за темноты она уронила кастрюлю с мясным блюдом. Рав Птайя не стал гневаться на жену — видимо, он очень её любил, встал, помог ей убрать упавшую еду. И особо сожалеть о еде тоже не стал, чтобы не расстраивать жену ещё больше. Успокоил её и сказал, что они продолжат трапезу холодными закусками, которые были у них на столе. И вот, когда он поднялся на крышу, видит, что уличный кот ест у них со стола. Тут нужно пояснить: в Талмуде говорится, что тот, кто ест от того, что ел кот — забудет то, что выучил. Раву Птайе — мудрецу Торы — это было известно и забывать даже строчки из выученного он не хотел. Ясно, что и закусками он с женой не сможет продолжать трапезу.

Однако, когда он увидел кота, который ест у него со стола, пазл в его голове сложился и он понял, почему постигли его все эти невзгоды: он лишился удовольствия от новой одежды, лишился возможности поесть вкусного горячего мяса, и даже просто утолить голод он теперь не может. Он радостно крикнул на кота: “Вижу тебя, Сатан, и твой замысел!”. Понятно, что кот не был Сатаном, однако это зрелище было символичным — кот, ворующий со стола. Кстати, рав Валли говорит, что клипа похожа на кота, который обкрадывает человека. Замысел Сатана был ясен — все эти неприятности, за неимением других возможностей одолеть такого праведника, как рав Птайя, имели целью разгневать его и чтобы он в таком состоянии находился в Рош а-Шана — День Суда. И теперь и нам понятно, почему он закричал радостно — это было своего рода, как “Эврика” у Архимеда. Рав Птайя мог быть той добычей Сатана, которую он должен был принести к Престолу Суда в этот день, но не стал ею, потому что не стал гневаться из-за бытовых мелочей. Отчасти и жена ему помогла в этом.

После, рассказывая эту историю, рав Птайя добавлял, что не было у него до этого такого успешного года, как этот, который начался не самым лучшим образом.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com