Поделиться

История Царя и Пророка: про раскаяние и благословение

В Трактате Брахот написано, что только Бог понимает всю суть вещей и взаимосвязь между людьми, событиями и их последствиями. И приводится история, как в одном поколении был праведный царь Хизкиягу и был пророк Йешаягу. И они друг с другом не общались. Почему? Потому что оба старались идти жестко по Торе. А в Торе в предыдущих поколениях, в одном месте было написано «И пришел пророк к царю». А в другом месте было написано, что «пришел царь к пророку». И пророк считал, что правильно по Торе, чтобы царь пришел к пророку. А Царь Хизкиягу считал, что пророк должен идти к Царю.

В общем, у них была такая ситуация. Это не были амбиции, они старались по Торе идти четко. И как сделал Бог? Написано: «Бог, который знает суть вещей». Он же понимает, что у каждого в голове, сердце. И Он создал ситуацию, когда пророк пришел к царю. Как он это сделал?

Царь заболел смертельной болезнью, а когда человек заболел, включается другая система. Уже нужно проведать больного, к нему прийти.

В общем, царь Хизкиягу заболел, пророк Йешаягу к нему пришел и сказал, что царь умрет и не будет жить. Пророк говорит от Бога, он не от себя говорит. На что царь Хизкиягу просит объяснить ему эти слова.

То, что он умрет – это смерть физическая. А то, что не будет жить – это то, что он теряет вечную жизнь. Как так? Царь Хизкиягу всю жизнь был праведным царем. Он насильно загнал весь народ Израиля в ешивы, чтобы все учились. Он всю жизнь делал только то, что Бог от него хотел. И тут ему вдруг сообщает пророк, что он умрет сейчас, и не будет жить, потому что теряет долю в грядущем мире.

Царь Хизкиягу просит объяснить ему, за что. Пророк ему говорит, что он не выполнил одну из главных заповедей, которая звучит так: «Плодитесь и размножайтесь».

Царь Хизкиягу отвечает, что не выполнил, потому что у него было видение, пророчество. И хоть царь Хизкиягу сам не был пророк, но у праведных людей во времена Первого Храма был руах а-кодеш (дух святости). Пророк мог подключаться к Богу, когда хотел. А руах а-кодеш — это когда праведного человека периодически накрывало Божественным духом, и он видел будущее.

И вот говорит царь Хизкиягу, что был у него руах а-кодеш, Божественный дух, что у него родится сын-злодей. А он не хотел создавать злодея. У него были очень чистые намерения.

Пророк ему говорит: «Не твое дело рассуждать, как будет. Это мир Бога. Он сказал, что надо делать и это надо делать. Заповедь есть: Плодитесь и размножайтесь. Надо было плодиться и размножаться».

Об этом говорит царь Соломон в Коэлет, что Бог сделал человека прямым, а люди ищут много разных расчетов, выдумывают, логикой стараются все предсказать.

И вот царь Хизкиягу отвечает ему, что понял свою ошибку. А это, кстати, свойство царей из рода царя Давида, который первый показал, что такое раскаяние. Когда ты заходишь не туда, можно идти дальше. А можно остановиться и сделать шаг назад — как бы вернуться в исходную точку.

И когда мы каждый день в молитве падаем на руку и говорим, что «Согрешил я перед Тобой», мы повторяем слова царя Давида, когда к нему пришел пророк Натан, сказав, что он согрешил.

И царь Хизкиягу говорит пророку: «Все, я понял свою ошибку. Давай так. У тебя есть дочка, отдай мне свою дочку в жены. Может быть, твои заслуги и мои заслуги вместе как-то исправят ситуацию».

Пророк говорит, что уже постановление вынесено, о чем вообще речь. Царь Хизкиягу ему отвечает: «У тебя не полная информация. Потому что я из дома царя Давида, получил предание, что даже если меч острый лежит на твоей шее, не отчаивайся, не опускай руки, надейся на милосердие Бога. Поэтому уходи, пророк Йешаягу, а я буду молиться».

Повернулся царь к стене и начал плакать. Дальше Талмуд поясняет, что то, что «он повернулся к стене» – значит, к стене своего сердца. Что он вошел во все внутренние истории и начал молиться, плакать. В общем, фактом является то, что после этого он выздоровел. Он женился на дочери пророка Йешаягу. У него родился сын — царь Менаше, который всю жизнь грешил, как сумасшедший. Весь Израиль заставил служить идолам.

После этого пришёл Вавилонский царь, разрушил Израиль и угнал Менаше в рабство в Вавилон. И он там, в тюрьме в Вавилоне раскаялся. Его отпустили после раскаяния, и он вернулся в Израиль.

Читайте по теме:

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com