Пути раскаяния таковы: раскаявшийся постоянно вопиет ко Всевышнему, слезно молит Его…
Согласно Рамбаму, пути раскаяния состоят в том, что баал тшува постоянно должен кричать, взывая к Вс-вышнему, с просьбой и мольбой о прощении и о том, что он раскаялся в своем поступке. Рамбам продолжает:
…раздает милостыню, насколько позволяет ему его достаток, и удаляется как можно дальше от соблазна, который ввел его в грех, и берет себе новое имя…
Во время раскаяния человек меняет свое имя. Зачем он это делает? Рамбам разъясняет:
…как бы говоря этим: «Я – другой человек, не тот, кто грешил»…
Здесь есть отсылка к нашему праотцу Авраhaму, который был Аврамом, но сменил имя по указанию Вс-вышнего, и его жене Саре, которая ранее была Сарай. Рамбам продолжает:
…и изменяет все свои поступки к лучшему, и идет прямым путем, и покидает свой дом – ведь скитания искупают грех, ибо приучают человека к скромности и смирению.
Человек меняет все свои действия к лучшему (с чего, в принципе, и начинается тшува). А зачем переселяться в другое место? Рамбам объясняет, что перемена места жительства искупляет преступление. Каким образом? Когда человек переезжает в другое место, его там не знают, там он не настолько крепко стоит финансово, у него нет знакомств; следовательно, он чувствует себя немного поменьше, пониже, и эта приниженность помогает ему лучше прочувствовать свою привязанность к Вс-вышнему и продвинуться в раскаянии.
Все, что Рамбам здесь говорит — это прямая отсылка к Талмуду.
Талмуд в трактате Рош а-Шана (16-я страница) сообщает нам интересную вещь:
Сказал Ребе Ицак: «Четыре вещи разрывают негативное решение Суда над человеком, и вот они:
— цдока (пожертвования);
— цаака (крик, боль, раскаяние перед Вс-вышним);
— шену яшем (изменение имени);
— шену маасэ (изменение действий).А есть те, которые говорят, что также есть пятая вещь — шенуй макоом (изменение места)».
Так становится очевидно, что сказанное здесь Рамбамом — это прямая отсылка к словам Талмуда.