Поделиться

Изучаем Законы раскаяния. Рав Изаксон. Глава 2, закон 2. Чем отличается просто раскаяние от полного

В конце предыдущего отрывка Рамбам сказал, что даже если человек не удостоился полной тшувы, обычная тшува, совершенная даже за мгновение до его смерти, помогает ему искупить все его преступления. Отсюда вопрос: если обычная тшува и так искупляет все грехи, чем же лучше тшува гмура? Что в ней особенного?

В обычной тшуве все преступления прощаются; в случае же с тшува гмура они не просто стираются — напротив, то, что раньше для человека было балластом и тянуло его вниз, из разряда преступлений переходит в разряд заслуг! То, что раньше было тяжестью, из которой человек смог себя вытянуть, из «минуса» преображается в «плюс»! Человек, который настолько превозмог себя, что устоял в ранее уже имевшей место в его жизни ситуации, достигает того, что преступление трансформируется для него в заслугу, которая его возвышает. И именно этот аспект стоит выше всех правил, по которым Вс-вышний управляет нашим миром.

Действительно, если взглянуть по-простому, как преступление может стать заповедью? Значение самого раскаяния понятно. Но то, как тяжелое преступление становится заслугой — именно в этом и есть величие полноценного раскаяния, и это главная ценность тшува гмура, которую до нас хочет донести Рамбам.

Грешник оставляет свой грех, и удаляет его из мыслей, и принимает в сердце решение не совершать более греха, как сказано: «Да оставит грешник путь свой и преступный человек – замыслы свои…» (Йешайау, 55:7). И он сожалеет о совершенном

Несмотря на то, что человек устранил из головы саму мысль о том, что преступление допустимо, его путь еще не завершен. Всю свою дальнейшую жизнь ему нужно будет продолжать идти этим путем, путем баал тшува — раскаявшегося в своем преступлении. Как это делается? Человек должен постоянно чувствовать скорбь и боль о преступлениях, которые делал раньше. Пример Рамбам приводит из пророка Ирмеяу:

…как сказано: «Ибо одумавшись, я начал сожалеть о содеянном и, осознав свою вину, я в досаде ударил себя по бедру, устыдился и смутился, ибо покрыл себя позором грехов юности своей» (Йирмейау, 31:18)

Раскаявшийся должен привести себя к состоянию, когда Вс-вышний мог бы сказать про него, что этот человек к преступлению больше не вернется. Здесь мы уже находимся на грани понимания того, где обычное арскаяние, а где — тшува гмура. Человек раскаялся, а теперь постоянной скорбью о преступлении, тем, что он помнит и сожалеет о содеянном, он должен довести себя от состояния «тшува» до состояния «тшува гмура». Об этом сказано у пророка Ошеа.

– и призывает в свидетели Того, Кому ведомо тайное, что никогда более не совершит этого греха, как сказано: «Не назовем более богом нашим творение наших рук» (Oшеа, 14:4).

Довести себя до полноценного понимания того, что такого больше быть не может — это одна из частей, необходимых и важных для тшувы.

Кроме того, следует исповедаться и выразить словами все эти мысли, все решения, которые человек принял в сердце своем.

В конце мы видим отсылку к 1-му закону первой главы; помимо всего этого, человек должен совершить исповедь перед Вс-вышним — в понимании Рамбама исповедь (видуй) является одной из 613 заповедей и также имеет огромную ценность.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com