Каббала о народах мира – Vaikra.com
Рав Меир Брук

Родился в Киеве в 1964 году в очень творческой семье.
Судьбоносной была первая встреча с еврейским религиозным миром в лице Ефима Свирского, ставшего первым учителем Торы. Ефим – сын знаменитого писателя, известный лектор и психотерапевт, автор книг «Вне диалога – пропасть» , «Тора и психология» , «Перевоплощение».

1994-2004 - учился иудаизму и еврейской мистике в Иерусалиме (в частности в ешивах "Эш а-Тора" и колель "Нер ле-Элеф" при "Швут Ами"), параллельно работал директором Еврейского Просветительского Центра "Эш а-Тора" в Киеве. Выпускал в 90-х годах еврейский альманах "Авив". Дальше учёба в иерусалимском колеле "Нер леЭлеф", работа на радио (Нью-Йорк 96.7FM & Москва 1503 АМ - по средам) с программой "Еврей в законе" и мн.др.
С сентября 2004 года живу с женой и четырьмя детьми в Бруклине - до сего дня - создаю русскоязычную еврейскую общину на базе Jewish Center of Brighton Beach, провожу очные программы в JCBB, и заочные программы через Интернет. С 2010 года открыл персональный сайт, см. веб-архив. (см. также принципы подбора материалов ).

В "доеврейском" прошлом:

В детстве вместе с родителями прошел через увлечения оздоровительными системами, восточной философией и мистикой.
1977 - 1979 учился в Киевском естественно-научном лицеи №145
1979 наша семья попала в отказники...
1982-1989 - учился на мех-мате Киевского Университета (с перерывом в 2 года на службу в Советской Армии).
1989-1994 работал МНС в области экспертных систем в сильнейшей команде Константина Вершинина в славном киевском Институте Кибернетики, и параллельно работал СНС в киевском Институте психологии в отделе Новых Информационных Технологий Обучения в команде Ефима Машбица.

Вся эта горючая смесь (включая мн.др.) а также мое появление в однофамильном граде БРУКлине, наконец, простимулировали меня к работе не только в устном, но и письменном жанре.
Занятия кабалой, хасидизмом и психологией - не дали моему пониманию иудаизма остаться в сухих рамках пересказа учителей прошлого, но включили "второе дыхание" новому пониманию классики, интересному для человека сегодняшнего дня. К сожалению, очень часто две части еврейского мира – светская и религиозная – воспринимают друг друга, как жителей разных планет. Популярная русскоязычная газета Америки «Еврейский Мир», где с 2006 года печатаются мои статьи, - один из мостов, соединяющих две «планеты», дающий светским читателям качественные знания о еврействе.

Каббала о народах мира

Тора задает истории главные направления развития. В главах о Праотцах евреи сталкиваются с двумя родственниками — Ишмаэлем и Эйсавом. Качества этих персонажей определили характер двух величайших цивилизиций — европейско-христианской и азиатско-мусульманской.

Именно в среде этих двух групп народов проживали до недавнего времени подавляющее большинство евреев, сформировав ашкеназскую и сефардскую «модели» еврейского бытия.
Эта глобальная история прошла через три ключевых этапа — этап Праотцов, этап формирования монотеистических религий и этап современности.
Проанализируем суть этих этапов с помощью каббалистических идей, взятых из Торы.
Три Праотца — Авраам, Ицхак и Яаков представляют три сфиры — хесед, гвуру и тиферет.

Согласно каббале, Ишмаэль — сын Авраама представляет избыток хеседа, Эйсав — сын Ицхака представляет избыток гвуры.

Начнем с Ишмаэля. Хесед иногда переводится как доброта (loving-kindness), на самом деле хесед — это стремление системы к распространению, безграничность, «педаль газа без педали тормоза». В человеке избыток хеседа приводит к «горячему» темпераменту, свойственному «южному» человеку, склонности к разврату, неумению ограничивать свои страсти.

Перейдем к Эйсаву. Гвура — это строгость дисциплины, «педаль тормоза», умение контролировать себя, возможность развития интеллекта благодаря дисциплине. В человеке избыток гвуры приводит к «холодности» темперамента, свойственного более северным народам, жестокости. При этом Эйсав был умный, он умел «перехитрить» своего отца, его голова похоронена в пещере Махпела вместе с Праотцами.

Наши Праотцы формировались во взаимоотношениях со своими братьями — Ишмаэлем и Эйсавом.
Этим Тора подчеркивает историческую связь евреев с народами Ишмаэля и Эйсава.

Вторым этапом развития этих народов стало появление у них монотеистических религий, пришедших благодаря евреям.
Ешу, будучи евреем создал христианство, вложив важные вещи из иудаизма. Магомет подробно знакомился с иудаизмом для создания мусульманства.
Обе эти религии пришли, чтобы компенсировать чрезмерные отклонения в характере (проблемные зоны) у соответствующих народов.

Мусульманство — жесткая религия гвуры, пришедшая нейтрализовать разгул хеседа у ишмаэльтян. Это позволило мусульманам стать действенной силой в мире.
Христианство — проповедовало любовь. Это «теплая» религия, пришедшая нейтрализовать жестокость и холодность чрезмерной гвуры потомков Эйсава. Этот баланс также позволил христианам завоевать лидирующие позиции в мире.

Итак, религия была «выкроена» под характер «заказчика» и позволила ему «подняться» до мирового влияния. На самом деле именно в этом и состоит роль правильной религии. Вс-вышний хочет, чтобы человек реализовал себя, осознавая также и особенности своего характера.

Третий этап — эпоха модерна, современная история.
Цивилизация постепенно подошла к идее прогресса. На формальном уровне прогресс и религия оказались оппонентами друг друга. Европа, осознав это решила, что «Если религия мешает прогрессу, долой религию». И развитие прогресса сопровождалось стремительной потерей влияния религии на общество.
Мусульманский мир посмотрел на эту же ситуацию с противоположной стороны. «Если прогресс мешает религии, долой прогресс». В результате у мусульман почти отсутствует прогресс, но зато религия имеет сильнейшее влияние.

У этой ситуации, характеризующей сегодняшний мир, есть два объяснения.
Во-первых, религии «выкраивались» под характер «заказчика». В результате жесткая религия мусульман победила в своем регионе, мягкая религия христиан проиграла в борьбе за влияние.
Во-вторых, «модель» Эйсава с гвурой — более «продвинутая» в интеллекте, чем модель Ишмаэля. Недаром, голова Эйсава удостоилась покоиться вместе с Праотцами.

С другой стороны, имя Ишмаэль переводится как «И услышал Б-г», следовательно ишмаэльтяне в конце концов преуспели в «общении» со Вс-вышним.
Так структуры Торы и каббалы помогают нам понять логику развития истории.

Не пропускай самые интересные публикации для духовного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Рав Меир Брук

Родился в Киеве в 1964 году в очень творческой семье.
Судьбоносной была первая встреча с еврейским религиозным миром в лице Ефима Свирского, ставшего первым учителем Торы. Ефим – сын знаменитого писателя, известный лектор и психотерапевт, автор книг «Вне диалога – пропасть» , «Тора и психология» , «Перевоплощение».

1994-2004 - учился иудаизму и еврейской мистике в Иерусалиме (в частности в ешивах "Эш а-Тора" и колель "Нер ле-Элеф" при "Швут Ами"), параллельно работал директором Еврейского Просветительского Центра "Эш а-Тора" в Киеве. Выпускал в 90-х годах еврейский альманах "Авив". Дальше учёба в иерусалимском колеле "Нер леЭлеф", работа на радио (Нью-Йорк 96.7FM & Москва 1503 АМ - по средам) с программой "Еврей в законе" и мн.др.
С сентября 2004 года живу с женой и четырьмя детьми в Бруклине - до сего дня - создаю русскоязычную еврейскую общину на базе Jewish Center of Brighton Beach, провожу очные программы в JCBB, и заочные программы через Интернет. С 2010 года открыл персональный сайт, см. веб-архив. (см. также принципы подбора материалов ).

В "доеврейском" прошлом:

В детстве вместе с родителями прошел через увлечения оздоровительными системами, восточной философией и мистикой.
1977 - 1979 учился в Киевском естественно-научном лицеи №145
1979 наша семья попала в отказники...
1982-1989 - учился на мех-мате Киевского Университета (с перерывом в 2 года на службу в Советской Армии).
1989-1994 работал МНС в области экспертных систем в сильнейшей команде Константина Вершинина в славном киевском Институте Кибернетики, и параллельно работал СНС в киевском Институте психологии в отделе Новых Информационных Технологий Обучения в команде Ефима Машбица.

Вся эта горючая смесь (включая мн.др.) а также мое появление в однофамильном граде БРУКлине, наконец, простимулировали меня к работе не только в устном, но и письменном жанре.
Занятия кабалой, хасидизмом и психологией - не дали моему пониманию иудаизма остаться в сухих рамках пересказа учителей прошлого, но включили "второе дыхание" новому пониманию классики, интересному для человека сегодняшнего дня. К сожалению, очень часто две части еврейского мира – светская и религиозная – воспринимают друг друга, как жителей разных планет. Популярная русскоязычная газета Америки «Еврейский Мир», где с 2006 года печатаются мои статьи, - один из мостов, соединяющих две «планеты», дающий светским читателям качественные знания о еврействе.