Поделиться

Как легче подкупить небеса? | Урок из главы Ки Тиса

Помните Перестройку, все эти “охранные предприятия «Барракуда»?” Так знайте, еврейский рекет ещё повальней! Как вам понравится: сперва наслать на население страшный мор в наказание за маленькую арифметическую ошибку. А после требовать:

«Всякий исчисляемый, от двадцати лет и старше, должен дать приношение Г-споду. Богатый не больше и бедный не меньше половины шекеля… Серебро… отдай на обустройство Шатра соборного, и будет это для сынов Израиля в память перед Г-сподом, для искупления душ ваших».

Да такое никаким чеченцам не снилось!

Рекет, однако, странный: монета шекеля священного, отчеканенная по приказу Моше, содержала чуть больше 22 грамм серебра. А преступление, которое половина её, по утверждению мудрецов, искупала, таково, что в наказании за каждый грех есть доля наказания за грех Золотого тельца! Он перевернул мировую историю. Он равносилен греху Первого человека, из-за которого мы изгнаны из рая. Но за такие гроши самый нищий среневековый монах и индульгенцию на чревоугодие не продаст! Давайте разбираться.

То, что закон о полушекеле приведён до Золотого тельца, дело обычное — нет в Торе раньше и позже. Книга-то вечная. Но один намёк мы можем отсюда выудить: Творец сначала создаёт лекарство, а потом насылает болезнь. И выходит, эти денежки являются не символическим, а буквальным исцелением последствий греха.

Между прочим, здесь единственное место в Торе, где дан чёткий запрет уменьшать или увеличивать цдаку, пожертвование. Нарушивший его, от щедрого серца давший больше преступает запрет и наказывается плетьми. А бедняк, живущий на милостыню, обязан продать хоть нательную рубашку, но заплатить. Причём одноразово, никаких кредитов! Серебро пойдёт на подножия балок Святилища. Можно сказать, на наших 11-граммовых подарках стоит всё здание Храма.

И, добавляют мудрецы, всё здание нашей веры, Небесный Храм. Простая гематрия, суммарное числовое значение букв в словах шекель и нефеш (душа) одинаковы. Как и малые гематрии слов ашир ведаль, богач и бедняк.

Один из многих намёков здесь на то, что мы не можем знать, кто в глазах Всемогущего богат, кто беден. Чей дар ценней? Мы равноправны. И никто теперь не осмелится заявить, что “мой вклад в устройство святилища больше”.

Про демократию побалакали. А вот вам диалектика — почему отдаётся половина шекеля? Ведь душа, нефеш соответствует целому шекелю!

Тут Традиция устраивает такую дуальную свистопляску, что впору Гегелю хвататься за валерьянку. Пусть человек помнит («в память»), что тело дано ему в залог на Земле, а душа хранится у Создателя. Что ты один не сможешь завершить всю работу. Что душа царя равна душе всего народа. Что равны в своём достоинстве Иссахар и Зевулун,- мудрец, изучающий Слово Б-жье и обучающий ему других — и тот, кто поддерживает общину и её мудрецов. Помогает строить вечный Храм Торы в потоке земных испытаний. И так далее.

Проще говоря, половинка шекеля означает, что каждый – часть целого. А про это целое мы восклицаем в молитве в Йом Кипур: «Прости народу Израиля, ибо для всего народа проступок – (как) неумышленная ошибка!». И потому, собираясь вместе в общей заповеди, мы удостаиваемся прощения и снисхождения.

Наконец, зададимся вопросом — в чём состоял этот глобальный, малой монеткой искупаемый грех Золотого тельца? Моше точно назвал момент своего возвращения. Евреи тогда обсчитались на день и решили, что, раз Моше не вернулся — значит, он погиб в пламени на Синайской горе.

Знали же мы уже невероятно много: мир замер и раскрыл свои тайны, пока мы стояли перед Б-гом у горы Синай. И до того, шестью неделями раньше, при переходе Тростникового моря — когда служанка видела (в духовном мире) больше, чем пророк Ихезкель бен Бузи.

Так-так-так… Видение Ихезкеля описывает устройство Небесного Трона. А один из четырёх ангелов-зверей возле самого Трона, увиденных пророком – бык. К тому же в благословении праотца Якова своим детям «быком» символически назван праведный Йосиф. Защитник евреев. Тот, обратите внимание, чей гроб мы несём с собой из Египта. Не случайно это… Кто же теперь нас защитит? Вот оно, решение! Вместо погибшего Моше мы не изберём человека, подверженного смерти,- а создадим символический образ ангела – нашего защитника перед Троном!

С быком у нас вообще непростые отношения. Понапряжённее, чем у испанских тореадоров. Мало того, что евреи обожают «бодаться» на всяческих диспутах. Ещё и именно двух быков поставит в Дане первый царь Северного царства Иеровоам. Цель – отвадить подданных от паломничества в Иерушалаим. Он тоже провозгласит, как «ерев рав» в синайской пустыне: «Вот боги твои, Израиль!»… И потому мы до сих пор ищем 10 потерянных колен Северного царства – то в Индии, то в Японии, то в Исландии….

Тора требует, чтобы хозяин раба, отказывающегося выйти на свободу, проколол ему ухо перед судом. В пустыне мы вынули из проколотых ушей золотые кольца, бросили их в огонь – и из них появился телец. Мы больше не рабы Создателя! Мы – свободные слуги-министры, сами знающие, как действовать!

Говорят мудрецы, что в этот момент мы утеряли полученные на Синае короны наасе венишма, «сделаем и будем постигать». И чтобы помочь их вернуть, искупить самоуправство “оцень умного чукчи”, Творец подарил нам две заповеди. Непонятную и нелогичную заповедь о рыжей телице, про которую даже мудрейший из людей царь Шломо говорит: «Думал я, что постиг её – но вот, далека она от меня». И заповедь половины шекеля. Чтобы помнить, что я – в лучшем случае половина. А Б-г – всё. И простое исполнение Его воли вернее любых моих расчётов. Не изощряйся, всё равно не поймёшь до конца. Важнее – готовность делать.

Урок… В чём корень наших проступков? Мы слишком далеко «считаем варианты». Давайте не будем излишне умствовать там, где ответ известен. Побережём разум для действительного исследования.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com