Поделиться

Как перехитрить руководство? | Урок из главы Балак

Люди изобретательны, такое исхитрят! Вот попытка мудрейшего антисемита в истории – одноглазого пророка Билъама.

Израиль подходит к границам Моава. Царствующий колдун, создатель первого в истории железного «самолёта» Балак просит коллегу Билъама: «Прокляни мне этот народ!». Согласно Зоар, Балак был мастером деятельной магии, магии вещей и движений, а Билъам – специалистом по сглазу и заклинаниям. В борьбе с евреями они нуждались друг в друге.

Сказал Б-г Билъаму: «Не иди с ними и не проклинай этого народа, ибо он благословлён!» Тот подчинился, но отправился со следующими, более знатными посланцами. С прямого позволения Всемогущего, между прочим: «Если звать тебя пришли эти люди, встань, иди с ними; но только то, что говорить буду тебе, делай»! И вдруг: «Воспылал гнев Б-жий за то, что он пошёл».

Нелогично. Тем более, Билъям в дальнейшем благословит Израиль и многократно признает своё подчинение Б-гу. Хотя под конец почему-то порекомендует Балаку открыть публичные дома, поскольку: «Их Б-г ненавидит разврат» и несомненно покарает оступившихся иудеев. Я бессилен – признает тогда Билъам. «Б-г не человек, чтобы переменять решение», проклясть и сглазить не выйдет. Так что действуй практически…

Мудрецы предлагают целых десять вариантов решения головоломки. Больше, чем обычно – это наши-то спорщики! Впрочем, почти всё, связанное с пророчеством, происходит словно бы «в ином мире» и с трудом однозначно интерпретируется.

Творец разрешил Билъаму пойти ради обещанной платы (зная жадность пророка). Указав однако, что проклятье не состоится. А того ослепила алчность, не хочет понять, что золота не дождётся, ведь «работа» не будет выполнена. Или: «если позвать тебя пришли эти люди» — на совет, где ты сможешь их образумить, иди,– а ты мечтаешь проклять Мой народ?! Да и такое осмелишься подсказать…

Или: «По дороге, которой человек желает идти, ведут его». Как было с разведчиками: если ты, Израиль, сомневаешься в Моём обещании, «пошли себе шпионов» — но отвечай за последствия! Сказано тебе, Билъам, что народ благословлён – а ты идёшь с надеждой «уговорить Б-га» и проклясть!? Или: почему ты не открываешь моавитским министрам, что не сможешь проклясть Израиль? Хочешь доказать, что мнение Б-га переменчиво, с Ним можно бороться, перехитрить?

Другие варианты: ты и вправду решил, что уломаешь Бесконечного?! А может, ты хочешь показать, что «злая собака не во власти хозяина»? Почему не сказал, что тебе разрешено идти, выдал это за своё независимое решение? Или: позволено тебе идти «эт», «с» (в значении внешней связи); а ты идёшь «им», что в иврите имеет оттенок совместного деяния, единодушия. Или – гнев относится не к факту путешествия, а к злому намерению, ведущему Билъама…

Возможно же, дело просто в том, что пророк должен был ещё раз «переговорить» со Всемогущим, получить разъяснения. А он торопится, и пришлось Б-гу посылать ему в дороге «инструктирующего» ангела. Ну и вообще, к чему такая спешка: встаёшь пораньше, сам седлаешь ослицу? Ты ведь знаешь, что за проклятие народа Б-га тебя ждёт смерть – и готов на это?! Так получи!

Мудрецы добавляют, что Билъам играл «беспроигрышно». Таков был его рассчёт: найду в Израиле пороки, прокляну – и врагов истреблю, и разбогатею. Не выйдет, благословлю, — и все народы исполнятся зависти к Израилю, станут смотреть на него злым глазом. Последнее, как известно, произошло.

Естественно, именно на «дурном глазе» и оступился хитрый пророк. Ему ведомо, что, как говорят мудрецы, «дурной глаз влияет и на злодеев, и на праведников». А проклятие – лишь на грешных. Только на тех, кто, преступая Закон, сам в себе строит «посадочную полосу» для губительных влияний. Билъам, мечтавший расквитаться с носителями ненавистной идеологии, уговорил себя, что запрет «проклинать» — это про сглаз. А вот ударить Израиль по слабым местам силой проклятья ему будет позволено. И пошёл к своей гибели. Той же стратегии – бить сперва по слабым в Израиле, традиционно придерживается Амалек.

Но я осмелюсь высказать предположение, что мотивы Билъама были более «возвышенны». Почему есть шанс, что Творец передумает и позволит погубить Свой народ? Не отменяет Он благое пророчество, но плохое может. Израилю обещана защита – однако великое поколение гибнет в пустыне! Значит, не столь уж они достойны, и для мира уничтожить их – доброе дело! Примерно так же, схватив подследственного за горло, кричал главный обвинитель на процессе Сланского майор Смолль: «Гитлер не всё делал правильно. Но он истреблял евреев, и это хорошее дело. Мы доведём его до конца!»

Теперь представьте себе масштаб фигуры Билъама. Колдун не выдержал искушения, предложенного ещё Адаму! Вопрос: «Адам, где ты?» подобен «Что это за люди у тебя?» Словно Всеведущий может чего-то не знать и с ним позволительно сыграть «в подкидного»! Какой надо быть сильной личностью, чтобы тебе подбрасывали испытания первого человека?! И всё равно, сломался этот гигант на пустяке. На гордости и распущенности. На желании быть ловчее, хитрее Б-га.

Заметьте, при этом волшебник прав! Б-га можно «перехитрить». Ведь, повторяюсь, «человека ведут по пути, который он хочет избрать». Изволишь жить в полутьме, где коварство имеет силу? Нет проблем! Только не забудь, что теперь ты и сам подвержен коварству. Хочешь нести смерть? Не обижайся, если тебя убьют.

Адам признал: «Голос Твой услышал я и спрятался». Он хотел правды и почти сразу начал раскаиваться в ошибке. Его «спрятался» не было желанием жить независимо, «без-божно», а скорее проявлением стыда. Билъам же ненавидел ясность Закона, обязательность самоконтроля. Он, подобно многим современным «прогрессистам», видел в этом умаление человеческой свободы, ограничение нашего творческого потенциала. Хотел спрятаться, выскользнуть из-под высшей власти. Но всё-таки истина важнее, а суд у Судьи. «Билъама, сына Беора, убили мечом».

Урок: небезопасное это дело – играть в прятки со Всеведущим. Надёжнее путь Якова, «человека простого, сидящего в шатрах»: «В свете Твоём узрю свет». Хотя, конечно, гордыня «единственного в мире» на этом пути поубавится.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com