Одна из сформулированных в нашей недельной главе заповедей — подушный сбор половины шекеля, о котором здесь сказано: «Богатый не более, а бедный не менее половины шекеля должен дать в возношение Всевышнему, чтобы искупить ваши души» (Шемот, гл. 30, ст. 15).
Согласитесь, что условие — «богатый не более, а бедный не менее половины шекеля должен дать» — не совсем понятно. У богатого денег больше. Почему бы ему и не раскошелиться в таком случае? И еще. Как связана «уравниловка» в размере приношения с искуплением души?
Чтобы найти ответы на эти вопросы, проанализируем действие закона в двух, казалось бы, схожих случаях.
Если город подвергается экономическим санкциям — богатые должны взять на себя большую часть бремени. Но когда город захватывают разбойники и требуют от его жителей выкуп под страхом смерти — тогда все его население в равной степени несет расходы.
Чем вызван этот столь разный подход к законам?
На самом деле, подход все время — один и тот же. Просто законы — разные.
Первый случай относится к имущественным законам (на иврите — диней мамонот), а второй — к законам, касающимся вопросов жизни и смерти (на иврите — диней нефашот).
Таким образом, видим, что неспроста, сообщая о равенстве всех перед пожертвованием половины шекеля, Тора тут же уточняет, что оно предназначено для искупления души, то есть относится к области «диней нефашот».
Но о каком искуплении души идет речь?
В будущем злодей Аман, ненавистник еврейского народа, предложит десять тысяч мер серебра за право погубить всех сынов Израиля. В этот судьбоносный момент и придут на выручку наши половинки шекелей, всем народом пожертвованные.
В Талмуде (трактат Мегила, лист 13) сказано, что Всевышний предпочел их аманову серебру.
Неужто у Амана оказалось серебро более низкой пробы?
Может, и так. Хотя, дело, конечно же, не в этом.
Аманом двигало стремление возвыситься. Оно и привело его, в конечном итоге, на виселицу высотой в 50 локтей.
А полшекеля, поскольку это — всего лишь половинка и до целого еще далеко, символизирует скромность и смирение. Именно эти качества и перевесили жажду величия Амана.
на основе комментариев рава Йонатана Эйбшица
(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го века)
и рава Моше-Яакова Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)