Как примирить то, что Б-г все знает, и нашу свободу выбора? – Vaikra.com
Рав Меир Брук

Родился в Киеве в 1964 году в очень творческой семье.
Судьбоносной была первая встреча с еврейским религиозным миром в лице Ефима Свирского, ставшего первым учителем Торы. Ефим – сын знаменитого писателя, известный лектор и психотерапевт, автор книг «Вне диалога – пропасть» , «Тора и психология» , «Перевоплощение».

1994-2004 - учился иудаизму и еврейской мистике в Иерусалиме (в частности в ешивах "Эш а-Тора" и колель "Нер ле-Элеф" при "Швут Ами"), параллельно работал директором Еврейского Просветительского Центра "Эш а-Тора" в Киеве. Выпускал в 90-х годах еврейский альманах "Авив". Дальше учёба в иерусалимском колеле "Нер леЭлеф", работа на радио (Нью-Йорк 96.7FM & Москва 1503 АМ - по средам) с программой "Еврей в законе" и мн.др.
С сентября 2004 года живу с женой и четырьмя детьми в Бруклине - до сего дня - создаю русскоязычную еврейскую общину на базе Jewish Center of Brighton Beach, провожу очные программы в JCBB, и заочные программы через Интернет. С 2010 года открыл персональный сайт, см. веб-архив. (см. также принципы подбора материалов ).

В "доеврейском" прошлом:

В детстве вместе с родителями прошел через увлечения оздоровительными системами, восточной философией и мистикой.
1977 - 1979 учился в Киевском естественно-научном лицеи №145
1979 наша семья попала в отказники...
1982-1989 - учился на мех-мате Киевского Университета (с перерывом в 2 года на службу в Советской Армии).
1989-1994 работал МНС в области экспертных систем в сильнейшей команде Константина Вершинина в славном киевском Институте Кибернетики, и параллельно работал СНС в киевском Институте психологии в отделе Новых Информационных Технологий Обучения в команде Ефима Машбица.

Вся эта горючая смесь (включая мн.др.) а также мое появление в однофамильном граде БРУКлине, наконец, простимулировали меня к работе не только в устном, но и письменном жанре.
Занятия кабалой, хасидизмом и психологией - не дали моему пониманию иудаизма остаться в сухих рамках пересказа учителей прошлого, но включили "второе дыхание" новому пониманию классики, интересному для человека сегодняшнего дня. К сожалению, очень часто две части еврейского мира – светская и религиозная – воспринимают друг друга, как жителей разных планет. Популярная русскоязычная газета Америки «Еврейский Мир», где с 2006 года печатаются мои статьи, - один из мостов, соединяющих две «планеты», дающий светским читателям качественные знания о еврействе.

Как примирить то, что Б-г все знает, и нашу свободу выбора?

Попробуем подсветить один из главных парадоксов иудаизма:
если Б-г знает, что будет в будущем, какая же у нас остается свобода выбора?

Основа ответа:
1. Б-г находится «над» (вне) временем, Он его создал, и он одновременно «видит» (знает) все временные моменты
(очень условно — как переход из 2-мерного в 3-мерный мир — поднявшись над Землей — видишь одновременно разные ее точки).
В принципе, это похоже на автора пьесы, который выстроил все сюжетные линии, «помнит» их одновременно,
но зритель видит разворачивание сюжета последовательно, и для него забежать вперед (по сюжету) — разрушить прелесть эффекта неожиданности.

2. Знание Вс-вышнего нам недоступно, поэтому не ограничивает нашей свободы выбора (автор и зритель не пересекаются).

3. Зачем Б-гу все это надо?

Его цель — создать нам условия для нашего духовного роста.

Его дальнейшие (с нашей внутривременной точки зрения) действия по отношению к нам зависят от наших выборов.
При этом, есть три варианта:
а) мы сразу пошли тем путем, (цадик — праведник)
б) мы пошли не тем путем, (раша — грешник)
в) мы пошли не тем путем, осознали и потом пошли правильным, (баль-тшува — вернувшийся).

Мы можем себе представить, что Вс-вышний, предлагая нам «развилку», уже заглянул в будущее и «понастроил» нам всех остальных развилок тоже, т.е. вся наша дорога Ему уже видна (Автор «слепил» ее, а мы по ней движемся).

Возникает следующий вопрос — пункты а) и в) имеют особую ценность для Вс-вышнего (и для человека, естественно, тоже).

Зачем нужен Вс-вышнему персонаж б) — все время ходящий «налево»???
Если Б-г знает, что тот никуда не придет, то какой смысл его вообще «выпускать на старт«?

Есть два ответа:
1. [Для «поклонников» идеи перевоплощения] Потом (в следующей жизни = серии) когда-нибудь «доползет» до финиша за много серий.

2. Идущие «налево» нужны идущим «направо». Есть притча про сад, розу и колючки (сейчас нет сил пересказывать целиком, как-нибудь позже)
В частности, Колючки = Контекст. Колючки для розы, чтобы розы более качественно росли, не поддаваясь на иллюзии легкой жизни, проиллюстрированные колючками (иллюзия правильности неправильного выбора = почему грешникам «хорошо»?)
Стандартная модель «колючек» — ханаанские народы, среди которых оказывается в Израиле еврейский народ.

P.S. На меня «напала» метафора для идущих налево = «сытый голодранец»
(известный комментарий про Адама и Хаву, съевших плод и устыдившихся, что они голые. Один из комментариев говорит — голые от заповедей — Адам и Хава — не выполнили единствнную заповедь. Одежда = заповеди).

Источник

Не пропускай самые интересные публикации для духовного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Рав Меир Брук

Родился в Киеве в 1964 году в очень творческой семье.
Судьбоносной была первая встреча с еврейским религиозным миром в лице Ефима Свирского, ставшего первым учителем Торы. Ефим – сын знаменитого писателя, известный лектор и психотерапевт, автор книг «Вне диалога – пропасть» , «Тора и психология» , «Перевоплощение».

1994-2004 - учился иудаизму и еврейской мистике в Иерусалиме (в частности в ешивах "Эш а-Тора" и колель "Нер ле-Элеф" при "Швут Ами"), параллельно работал директором Еврейского Просветительского Центра "Эш а-Тора" в Киеве. Выпускал в 90-х годах еврейский альманах "Авив". Дальше учёба в иерусалимском колеле "Нер леЭлеф", работа на радио (Нью-Йорк 96.7FM & Москва 1503 АМ - по средам) с программой "Еврей в законе" и мн.др.
С сентября 2004 года живу с женой и четырьмя детьми в Бруклине - до сего дня - создаю русскоязычную еврейскую общину на базе Jewish Center of Brighton Beach, провожу очные программы в JCBB, и заочные программы через Интернет. С 2010 года открыл персональный сайт, см. веб-архив. (см. также принципы подбора материалов ).

В "доеврейском" прошлом:

В детстве вместе с родителями прошел через увлечения оздоровительными системами, восточной философией и мистикой.
1977 - 1979 учился в Киевском естественно-научном лицеи №145
1979 наша семья попала в отказники...
1982-1989 - учился на мех-мате Киевского Университета (с перерывом в 2 года на службу в Советской Армии).
1989-1994 работал МНС в области экспертных систем в сильнейшей команде Константина Вершинина в славном киевском Институте Кибернетики, и параллельно работал СНС в киевском Институте психологии в отделе Новых Информационных Технологий Обучения в команде Ефима Машбица.

Вся эта горючая смесь (включая мн.др.) а также мое появление в однофамильном граде БРУКлине, наконец, простимулировали меня к работе не только в устном, но и письменном жанре.
Занятия кабалой, хасидизмом и психологией - не дали моему пониманию иудаизма остаться в сухих рамках пересказа учителей прошлого, но включили "второе дыхание" новому пониманию классики, интересному для человека сегодняшнего дня. К сожалению, очень часто две части еврейского мира – светская и религиозная – воспринимают друг друга, как жителей разных планет. Популярная русскоязычная газета Америки «Еврейский Мир», где с 2006 года печатаются мои статьи, - один из мостов, соединяющих две «планеты», дающий светским читателям качественные знания о еврействе.