Поделиться

Как спастись от финансовых кризисов? | Зарисовка. Глава Вайешев

Поищем ответ на вопрос заглавия в судьбе Йосифа – описанного Торой идеального администратора.

Египетский министр Потифар, поражённый честностью и мудростью молодого раба, делает его “исполнительным директором” своих владений.

И было, с тех пор как назначил его в доме своём и над всем, что у него, благословил Г-сподь дом египтянина ради Йосифа, и было благословение Г-сподне надо всем, что у него в доме и в поле”.

В эпоху экономических потрясений любопытно же разведать, как сохранить и приумножить благословение над имуществом?

Рамбам уточняет, что “благословение” (браха) означает прибавление, а “удача” (ацлаха) – спасение от ущерба. Из года, проведённого в упомянутом доме, полгода Йосиф в основном занимался домашними делами и полгода полями. Возможно, здесь некий искомый выгодный баланс?

Причина доверия к молодому иностранцу – “И увидел хозяин, что Б-г с Йосифом во всём”. Увидел не только в сопровождавших юношу постоянных чудесах, но и “Б-г Сам дал Себя узреть египтянину, хотя тот явно недостоин этого – ради Йосифа”. Как утверждает книга Зоар, “Творец бережёт своих праведников и ради них грешников” (попавших в “сферу обитания” праведника). Настолько, что даже порой раскрывает им Своё Присутствие!

Поясняет трактат Брахот Талмуда, что “довольно с праведника того, что он в доме и дом благословлён из-за него”. “Благодаря Ханине, Моему сыну, весь мир получает пропитание, а ему самому довольно горсточки плодов рожкового дерева от Шабата до Шабата!” Имущество же самого праведника, в котором тот прозревает прямой и ежедневный подарок Создателя, подчиняется другому закону.

Анализируя построение фразы, мудрецы объясняют несоответствие женского рода слова “благословение” мужскому “и было”. Браха покоилась на делах Йосифа и имущество египтянина успешно только в его руках.

Мальбим видит в слове “дом” намёк на траты, а в слове “поле” – на прибыль. А рабейну Бехайя считает, что “дом” в первую очередь относится к деньгам и предметам обихода, а “поле” – к плодам, зерновым и вообще ко всему растущему.

Ещё учат из структуры пасука, что благословение пришло с Йосифом немедленно – ещё до его “менеджерства”. Ведь сказано “в доме”, а не “над домом”. И сравнивают это с историей Ковчега Завета. Когда, перевозя в Иерушалаим, Давид оставил его на 3 месяца в доме Оведа, счастье распространилось на всё, Оведу принадлежащее: домочадцев, скот, финансы… Тем более, если в доме “живая Тора” – праведник!

Комментаторы вспоминают и два других примера. Трактат Сангедрин удивляется: пророк Овадья управлял домом царя Ахава. Его богобоязненность превосходила даже трепет перед небесами праотца Авраама! Рискуя жизнью, он спас от царской охранки 100 пророков и долгое время прятал и кормил их. Так почему же царь и всё царство не благословились из-за Овадьи? Наоборот, страдали от многолетней засухи! Отвечают: конечно, и египтянин не был достоин благословения – но он не выступал против власти Всеединого, а просто по-детски принимал происходящее. Потифар не препятствовал, чтобы благословение Йосифа распространилось и на него. Ахав же со своей женой Иезевель насаждали идолодопоклонство, истребляли пророков и мудрецов…

Второй случай – тот же Ковчег Завета принес беды и эпидемии захватившим его филистимлянам. В конце концов они даже подкинули его евреям с дарами в “искупительную взятку”. Здесь, впрочем, всё понятно: не хватай без спросу чужое…

Обратите внимание: сам Йосиф не сколотил состояния (как и позже, в свою бытность полновластным президентом Египта). Вот вам и первая рекомендация Торы: желаешь сохранить и приумножить имущество? Допусти к управлению им того, в чьей честности и бескорыстной порядочности ты убеждён! Причём это важнее даже компетентности и опыта. Какой опыт у 17-и летнего юноши?!

А лучше всего, если праведник живёт в твоём доме. Подобно тому, как в 19-м веке евреи “разбирали по домам” учеников ешив. Или же кормили, “столовали” их по очереди. Причём нередко просили равина прислать к ним наиболее прилежного и богобоязненного ученика. А дающие пожертвования на ешивы и синагоги обычно хотят, чтобы те использовались “с наибольшей святостью”. Известно немало случаев, когда раввины отказывались принимать дары: “эти деньги пригодны не на написание свитка Торы, а максимум на корм лошади, привозящей для ешивы дрова!”. Ведь если часть твоего имущество соприкасается со святым, оно может “транслировать” благословение и всему остальному. А такое надо заслужить.

Но что же делать тем, кому залучить в свою малогабаритную квартирку святого мудреца затруднительно? Тут мы снова “спросим” Йосифа-цадика. Всё его поведение было пропитано скромностью и святостью. Во всех своих успехах он видел не личную незаурядность, но лишь руку Всемогущего.

Говорят учителя, что прибавление святости, шаг вперёд в моральной чистоте может привести в дом и материальное благословение. Особенно это касается чистоты и праведности в интимной сфере – не зря же Йосиф символизирует в каббале сфиру “йесод”, связанную со святостью в отношениях между полами.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com