Поделиться

Как стать лучше? Учимся обуздывать гнев

Закон гласит, что еврею запрещено гневаться при любых обстоятельствах и под любым предлогом, кроме двух случаев. Один из них — это порицание злодеев, а второй — когда необходимо правильно направить ребенка во время его воспитания. Однако во втором случае речь идет о гневе-маске, то есть, имет место лишь внешнее проявление гнева, при этом гнева в сердце мы не испытываем.

Во время проявления гнева у человека может возникнуть желание поднять руку, ударить или даже убить обидчика, однако он осознает это уже потом. В сам же момент гнева человек не соображает. Почему так? Три аспекта нашей души — низший (нефеш), центральный (руах) и высший (нешама) тесно взаимосвязаны друг с другом. В момент проявления гнева в человеке наиболее полно проявляется нефеш, а нешама отходит в сторону; таким образом, человек перестает быть человеком.

Кому-то способность проявлять гнев может показаться полезной, потому что благодаря ей человек может заставить других выполнить свои требования. Однако, таким образом он потеряет уважение и симпатию с их стороны. Гневаясь, человек может получить желаемое, но останется одиноким.

Столько людей — столько и форм гнева. Однако форма гнева и его причина никак не связаны. То, как человек проявляет гнев, зависит лишь от его привычки. А что является источником гнева внутри человека?

Это гордыня. Чтобы избавиться от гордыни, следует развивать в себе противоположное ей качество — скромность. Согласно одному из 13 принципов веры, в этом мире нет и никогда не было никого, кто по скромности мог бы превзойти Моше Рабейну. Несмотря на то, что современным людям далеко до его уровня, мы всеми силами должны стремиться к максимально возможному уровню скромности.

Скромность выражается 2 аспектами:
1) отсуствие гордыни и уважение по отношению ко всем
2) терпеливость

Начало подступления к совладанию с гневом — умение проявлять терпеливость. В чем же она состоит? Терпеливость не тождественна апатии или безразличию. Человек обязан отстаивать свои права, но вместо гнева нужно учиться отвечать иначе. Нужно отвечать не на автомате, а посмотреть на себя со стороны и взять эмоции под контроль. Между отстаиванием прав и повышением голоса нет никакой связи, поэтому ответ должен буть уверенным и спокойным. На обиду нужно реагировать так, как будто нам она положена, потому что все в руках Вс-вышнего; обидчик — лишь инструмент, призванный чему-то нас научить.

Еще одна причина гнева — формула «это непростительно». На самом деле, непростительных вещей не существует. Почему? Если у Б-га есть терпеливость к грешникам, которые многократно нарушают Его волю, то и между двумя людьми тем более не должно быть ничего непростительного.

Следует проявлять терпеливость и к самому себе.
Если начав какое-то дело, человек завысил планку, он срывается и теряет самооценку. В итоге это приводит к гневу на самого себя и на окружающих. Проблема в неправильном выборе «эталона». Нельзя в качестве цели ставить перед собой фантазию. Сопоставляйте свои силы и возможности согласно желаемому.

Б-г оценивает человека не по его образованию, знаниям или умениям, а по мере трудностей, которые тот преодолел. Если человек взял на себя больше, чем может выдержать, и при этом винит в своей неужаче отсутствие Б-жественной помощи, он поступает неверно. Проблемой становится сам человек, который, гневаясь, ослабляет свою связь с Вс-вышним. Следует проявлять уважение и к миру Торы, и к самому себе.

Вам понравилось видео? Оставляйте свои комментарии!
Задавайте ваши вопросы, нажимайте «Нравится» и «Поделиться»!

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com