Поделиться

Как торопливый казак атаманом не стал… | Урок из главы Хукат

В 19-м веке единственной большой страной, возведшей антисемитизм в ранг государственной политики, была Российская империя. Подтолкнуло это молодых евреев на «справедливую войну с самодержавием». Каторги, казематы, цареубийства… В революционном движении носатые «борцы за идею» стали необходимой идеалистической закваской. Результаты вы знаете, Колыма обильно нашими костями выстлана. Книга Юрия Трифонова о народовольцах так и называлась: «Нетерпение». Что скажет о нетерпении Тора?

«И двинулись они от горы Ор по пути к Тростниковому морю; и истощилось терпение народа. И возроптал народ на Б-га и на Моше: зачем вывели вы нас из Египта, чтобы умереть в пустыне? Нет ни хлеба, ни воды, и опротивел душе этот негодный хлеб!».

Для жалоб у евреев имелись самые серьёзные основания. Только что умерла Мирьям и пропал чудесный колодец, поивший нас в пустыне. Умер Аарон и исчезли Облака Славы,- защищавшие от разбойников, спрямлявшие путь, истреблявшие скорпионов, кондиционировавшие воздух… Немедленно напал царь Арада (а согласно мидрашу, это были дивизии переодетых амалекитян – нацистов того времени). Народ бежал – и лишь через 7 переходов «заградительным батальонам» левитов удалось заставить его вернуться и вступить в сражение. Победа досталась тяжко. А посланные вскоре нам в наказание жгучие змеи – «сарафы» каждым укусом подтверждали возросшие опасность и ненадёжность, резкое снижение «качества жизни».

Ещё – мы, стоя у самого входа в Землю Обетованную, вдруг поворачиваем назад! После 38-и лет в пустыне! Неужели и нас, как некогда отцов, ждёт смерть в песках? Ведь и мы бунтовали от жажды у вод Меривы, когда исчез Колодец!

Были причины обижаться и на пищу. Мы переходим от «тепличных» условий к «нормальной человеческой жизни» — с жарой, хищниками… Известно, что в дороге нужна более тяжёлая еда, которая постепенно переваривается и питает силы идущего. И «разве может рождённый женщиной есть и ничего не выделять? Этот ман взорвётся в наших внутренностях!». Ведь мы теперь живём по-людски, не по-ангельски!

Как видите, по сравнению с тем «культурным шоком» и неопределённостью будущего даже недавние «институт кантонистов» и запреты на профессии выглядят невинной шалостью. И всё-таки «Г-сподь послал на народ змеев-сарафов… и умерло много…» Ведь у змеи яд во рту – как у клеветника. «Пусть тот, кто ест разное и не различает вкусов, накажет того, кто ест одно и чувствует в нём любой желанный вкус! Пусть тот, кто клеветал на Создателя и обвинял в нечестной игре – накажет тех, кто также несправедливо упрекает Б-га и Его посланника».

Устройство слов иврита даёт ключ к пониманию причин «нетерпения». Мы перевели «тикацер нефеш» как «истощение терпения». Но буквально это значит: «сокращение души», малодушие. Тебе больше невмоготу, — из-за страха ли, тяжких испытаний или несбывшихся надежд. И человек начинает в гневе идти напролом, рубить вслепую – лишь бы сломать невыносимую ситуацию. Особенно, когда не очевидно, что этот крутой порог – часть текущей к океану реки. Если ослабевает (или исчезает) упование на Того, Кто направляет реку жизни.

Слово «нефеш», душа отличается от «нахаш», змей, только одной буквой: «пэй» вместо «хет». Название буквы «пэй» означает «рот», а «хет» — «грех». Числовое значение у «хет» 8, «пей» — 80. И «коцер», укорачивание души намекает на десятикратное уменьшение, падение на порядок, от «пей» к «хет». От «рта» к «греху». Человек, по определению наших мудрецов, «душа говорящая», становится «душой шипящей». «Нефеш» превращается в «нахаш».

Нетерпение связано с грехом Змея, спровоцировавшего Хаву и тем приведшего в мир смерть. Чем? Противопоставлением целей человека целям Творца. После того греха мысли Адама и Хавы от высокого обратились к обыденному. Как бы нам поудобней устроиться в материальном мире?

Змей утверждал: «А то ведь знает Б-г, что вкусите вы от дерева и откроются ваши глаза...» — и «дурит Он вас и коварно играет Свою игру!». В представление змея Б-г не всемилостливый и всезнающий, а некий эгоцентричный притеснитель человека. Кстати, сравните модные сегодня претензии к Вседержащему за Холокост, проблемы с экологией…

Когда человек больше не полагается на «Скалу Израиля», но умеет мыслить,- его ситуация действительно становится нестерпимой. Экзестенциальная пустота, неизбежность смерти, необъяснимость мирового зла…

И тогда появляются великие философы Спинозы и великие революционеры Люксембурги-Свердловы. Которым невтерпёж учить (и исполнять) науку Торы. Им необходимо прямо сейчас раздобыть конечную истину и царство справедливости на Земле. Ведь «небеса пусты» (или, как у Спинозы и реформистов, «полупусты»). Не на что надеяться. «Никто не даст нам избавленья – ни Б-г, ни царь и не герой!». Вот ужо вам, «добьёмся мы освобожденья!»… Жаль, вскоре приходят сарафы. Кто с ледорубом, кто с револьвером, кто с печами Майданека… Чем-то смутно мне это напоминает начало арабских «жасминовых» революций.

Урок: нетерпение и малодушие – зачастую одно и то же слово: «короткость души». А способность последовательно и осмысленно действовать, «держать удар», жить в непростой, «тестовой» ситуацией даёт нам более масштабный взгляд. Самое же надёжное средство для терпения и выдержки — упование на Того, чей взгляд – воистину масштабный.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com