Поделиться

Как ввести идею Вс-вышнего в сознание современного человека

Мы уже созрели рассмотреть ключевой вопрос «перехода» (возвращения=тшува) в еврейское мировоззрение.

Вопрос, который мы рассмотрим — как в сознание (и далее в подсознание) современного человека поместить идею Вс-вышнего.

Первое важное замечание – в разные эпохи мировоззрение человека сильно различается, и поэтому «точки входа-перехода-возвращения» могут быть разными.

Интересный пример: один очень уважаемый мной преподаватель рассказывал модель «внедрения» иудаизма – по «системе книги Кузари».
Основной довод был – невозможно на ровном месте внедрить в сознание целого народа идею, если ее раньше не было (идея – то, что все стояли на горе Синай и слышали).
Ирония заключается в том, что сегодня почти все разбираются в технологиях пропагадистских систем, искусстве пиара, и т.д.. Особенно те, кто на себе испытал аппарат Сталинской пропаганды, когда совсем недавняя история перекраивалась, вымарывалась и переписывалась. За одно-два поколения можно поменять историю так, что восстановить истину будет очень тяжело. (Кстати, знаменитая летопись «Повесть временных лет» — переписывалась почти при каждом новом царе, под надобности текущей власти и до нас дошла какая-то чуть ли не 18-я версия). Поэтому, на начальном этапе знакомства – такая мотивация современного человека уже не впечатлит.

Второе замечание – я НЕ буду пытаться сформулировать ВСЕ «точки входа». Я запечатлю те, которые мне интересны, в которых я более-менее разбираюсь. Если есть желание, можете в комментариях добавить еще другие идеи – для полноты картины.

Главные качества Вс-вышнего: а) его АВТОРИТЕТ б) обязательность данных им заповедей (обязательность – производное от авторитета дающего-приказывающего).

Итак – (пока тезисно).

Главный вопрос – в нашем списке – почему заповеди=приказы имеют именно такой статус ( абсолютного приказа)

1. (слушайте подробности в моем аудиокурсе по Талмуду «Авода Зара» — это 10-я строчка листа 3а, в указанной фонограмме — с 12 по 17 минуту).
Принцип работы нашего внутреннего мира – взаимодействие двух начал. Мы должны «тренировать» силу развития (ецер а-Тов) в ПРОТИВОДЕЙСТВИИ силе инерции (ецер а-Ра).
Главная идея — приказ (так устроены заповеди) усиливает сопротивление. ПРЕОДОЛЕВАЯ БОЛЬШЕЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ, мы получаем более эффективный «тренажер» и в итоге нарабатываем более сильные духовные «мускулы».
(Интересное развитие идеи кирува. В «спорте» важна идея постепенного увеличения нагрузки. Поэтому, явно имеет смысл ПОСТЕПЕННО УВЕЛИЧИВАТЬ АВТОРИТЕТ ВС-ВЫШНЕГО в виде постепенного увеличения списка «упражнений»-ЗАПОВЕДЕЙ. По мере роста «мускулов» человек будет иметь больше силы осваивать новые «упражнения»-заповеди.)

2. Наш мир — вотчина животного начала (=сила инерции=ецер а-Ра).
По определению, у человека без развитого духовного начала (обычный светский человек) самостоятельное построение «тренажера» будет НАВЯЗЫВАТЬСЯ «под диктовку» той же самой «Ецер а-Ра».
Поэтому, без авторитета — мы останемся в рабстве у Ецер а-Ра, следуя его системам (поэтому, такие системы и называются в Торе АВОДА ЗАРА = дословно, чужая работа, в смысле работа не на НАШУ силу развития). Классический пример – системы т.н. «естественного» развития – например, нудисты – ходящие нагишом (как животные), и на самом деле многое другое, хотя и не в таком явном виде.

3. Наш мир — СЛОЖНЫЙ. Мы до конца НЕ ПОНИМАЕМ его внутренних механизмов. Поэтому, самим нам очень тяжело разобраться в нюансах внутренних духовных процессов (разбором этого занимается, в частности, Каббала)
Если мы примем, что Вс-вышний — это создатель того же самого мира, то стоит предположить, что ИМ созданная система заповедей — работает в соответствии с тем, что происходит в нашем (ИМ же СОЗДАННОМ мире).
Особенно важный аспект – современный мир все время УСЛОЖНЯЕТСЯ. Но источник новых ресурсов тот же – Вс-вышний.
Т.е — появляющиеся НОВЫЕ аспекты мира — из того же источника, что и уже имеющиеся СТАРЫЕ рецепты.
Есть в Торе гениальная мысль – «лекарство — раньше болезни». Ведь оба — (и лекарство и «болезнь») от одного Автора.
Сюда же и фраза: «Вс-вышний смотрел в Тору (лекарство) и творил мир (с его проблемами)».

4. Кстати – о проблемах современного мира.
Здесь проблема-«болезнь» — не абсолютная категория — а ОБРАТНАЯ СТОРОНА сильнодействующего полезного ресурса.
Т.е. принимая ресурс от Вс-вышнего, — мы получаем его «обоюдо-острую» версию.
И наша цель – правильно освоить полезные свойства ресурса и нейтрализовать его вредные (и опасные) стороны.
И здесь появляется важнейшая идея – обоюдоострость современного ресурса находится напротив парности заповедей «ло таасэ» (запретительные заповеди) и «осэ» (повелительные заповеди).
Т.е. заповеди «ло таасэ» — НЕ ДЕЛАЙ — чтобы «не залететь» – от обратной стороны ресурса.
Заповеди «осэ» — ДЕЛАЙ — чтобы более полно реализовать конструктивные возможности этого же ресурса.

(стандартные примеры – шабат, в том числе чтобы «отлепиться» временно от назойливости хай-тековских средств, внедряющихся в наш мир более чем активно. Молитва – дисциплинирует и утончает наш ум и внимание.
Уроки Талмуда – учат правильно разбирать сложные жизненные ситуации, в которых сталкиваются несколько процессов, и задавать правильные вопросы).

===============
Итак, тезисный итог:
1. Авторитет приказа (Вс-вышнего) — усиливает «пружину» сопротивления, больше работа, больше эффект роста.
2. Своими «руками» (без Вс-вышнего) — мы построим только то, что поддерживает Ецер а-Ра.
3. Своей «головой» (без знания от Вс-вышнего=Автора) — мы не поймем до конца, чтобы построить эффективную систему.
4. Проблемы современного мира (глубоко действующие на психику) — именно их решение востребует «лекарство» — классические заповеди.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com