Итак, опять делюсь полезным советом, который я нашел, когда учил трактат Хагига. Сначала преамбула:
Малах а-Мавет любил свободное время проводить поблизости от рава Биби бар Абайе. А сам рав Биби имел возможность наблюдать за ним и иногда беседовать. И вот он был свидетелем, как Малах а-Мавет приказал своему помощнику забрать душу одного человека, но тот забрал душу тезки.
И вот тут начинается диалог по теме, которую я обозначил:
א»ל רב ביבי בר אביי אית לכו רשותא למיעבד הכי
Сказал ему рав Биби бар Абайе: Разве есть вам разрешение делать так? (То есть брать на тот свет всех без разбору).
На что Малах а-Мавет отвечает, что это ему дозволяется:
אמר ליה ולא כתיב ויש נספה בלא משפט
Сказал ему (Малах а-Мавет): написано «и есть смерть без суда».
א»ל והכתיב {קהלת א-ד} דור הולך ודור בא
Сказал ему (рав Биби): а (в другом месте) написано: «поколение уходит и поколение приходит».
Этим рав Биби хотел сказать, что в мире есть заведенный порядок, в котором нет места произволу.
אמר דרעינא להו אנא עד דמלו להו לדרא והדר משלימנא ליה לדומה
Сказал (Малах а-Мавет), что пасет их (души) до исполнения (времени) их поколения и после этого отсылает их к Думе (Дума — это начальник Геинома).
א»ל סוף סוף שניה מאי עבדת
Сказал ему (рав Биби): в конце концов, что ты делаешь с их годами?
אמר אי איכא צורבא מרבנן דמעביר במיליה מוסיפנא להו ליה והויא חלופיה
Сказал (Малах а-Мавет): если есть здесь (поблизости) молодой талмид хахам, что подошли дни его к смерти, добавляю ему из той части (которую не дожил безвременно ушедший).
Комментариев в данном случае много не надо: хотите долго жить — учите Тору.