Поделиться

Какая связь между Новосибирском и Буэнос-Айресом? | 5 Тевета — Дидан Ноцах

Здравствуйте, дорогие друзья!

Последние две недели я очень много летал, я был в разных городах СНГ с лекциями. Один из городов, которые я посетил — это город Черновцы. Замечательная община, прекрасная синагога, великолепный, добродушный, излучающий свет раввин Менахем-Мендл Глиценштейн. Там я увидел одного еврея. Этого человека зовут Шалом Довид. Он мне рассказал о том, что в Черновцах много лет назад, в 50-ые годы, он учился у одного легендарного хасида, реб Мойше Вышедского. Несмотря на то, что Мойше Вышедский и его жена Риш жили в Советском Союзе, несмотря на опасность, которая была в том, чтобы воспитывать своих детей на вечных принципах еврейского народа — соблюдение Субботы, кошерная еда, молитва, накладывание тфилин, их дети не нарушили ни одну Субботу. Они в субботу под разными предлогами не ходили в школу, потому что в школе надо было писать, а для них это было невозможно, потому что они дорожили святостью Субботы.

Реб Мойше Вышедский и все его поколения — это люди, которые идут по дороге Торы и заповедей. И не просто так — они несут свет Торы и заповедей евреям во всем мире, начиная от Новосибирска и заканчивая Аргентиной. На меня эта ситуация очень воздействовала — вдруг я увидел человека, который ребенком изучал Тору, и сейчас он продолжает соблюдать Субботу, приходит в синагогу, связан с еврейской жизнью.

Там, в Черновцах, когда-то было запрещено молиться, было запрещено соблюдать Тору в советские времена, и был там подпольный миньян. Собирались десять евреев, чтобы никто не знал, не дай Б-г — за это можно было попасть в тюрьму, и молились. И реб Мойше Вышедский встретил там одного еврея, который говорил кадиш — поминальную молитву. Тогда он его спросил: «По кому ты говоришь кадиш? По своим родителям?». Он сказал: «Нет, я говорю кадиш по самому себе». «Как, ты жив?!» — спросил его реб Мойше. — «Как же ты говоришь кадиш?». Тогда он объяснил: «Мои два сына не соблюдают Тору и заповеди. Они не пошли по дороге их предков. И я знаю, что за меня никто не скажет кадиш, когда я умру. Тогда я решил за себя говорить кадиш при жизни — год говорить кадиш».

Реб Мойше улыбнулся и сказал: «Почему ты думаешь об отрицательном? Подумай о жизни. Начни вкладывать эти силы в еврейскую жизнь, в еврейское воспитание. Построй микву — продолжение еврейского народа, и тем самым ты будешь смотреть вперед и передавать этот еврейский образ жизни дальше, другим поколениям. И это то, что сделает тебя добрее». Он начал строить микву, он начал воспитывать еврейских детей…

Продолжение смотрите в видео!

Источник: Колель Тора


Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com