Поделиться

Какое место подходит для молитвы

Молиться следует в помещении, имеющем окна. Изначально (лехатхила) желательно, чтобы хотя бы одно окно было обращено в сторону Иерусалима (см. Шульхан арух, 90, 4). Если же человек молится в помещении без окон, то оно должно быть освещено, поскольку некоторые комментаторы объясняют, что заповедано молиться в помещении, имеющем окна, так как свет успокаивает молящего и помогает ему сосредоточиться (так считают, например, ученики рабейну Йоны).

Иногда, дабы исполнить заповедь самым великолепным образом (меѓадрин), в синагоге делают двенадцать окон (см. Шульхан арух, 90, 4). Окна принято делать высокими, чтобы сквозь них было видно небо, а не посторонние предметы, способные отвлечь прихожан от молитвы.

Молитву амида не следует читать на открытом пространстве. Того, кто так поступает, наши мудрецы называют «наглецом» (см. трактат Брахот, 34б). Это объясняется тем, что на открытом пространстве мысли человека «разбегаются», тогда как в закрытом помещении человек преисполняется трепета перед Царем царей, и сердце его сокрушается о совершенных грехах (см. Шульхан арух, 90, 5). Кроме того, существует опасение, что если человек будет молиться на открытом пространстве, рядом пройдут люди и помешают ему сосредоточиться. Но если человек находится в пути, он может молиться на открытом пространстве, хотя желательно читать молитву там, где есть деревья (см. Мишна брура, 90, 11). Также предпочтительнее молиться у стены, нежели на совершенно открытом пространстве (см. Эшель Авраѓам ребе из Бучача, 90, 5). Еще лучше молиться во дворе, обнесенном стеной, поскольку самое главное – это стены, а не потолок (см. Мишна брура, 90, 12).

Исходя из этого, на площади перед Западной Стеной у подножья Храмовой горы в Иерусалиме разрешено молиться изначально (лехатхила), так как эта площадь обнесена стенами с трех сторон. Более того, святость этого места усиливает у молящихся чувство любви к Господу и трепета перед Ним, благодаря чему им проще сосредоточиться на молитве и настроиться на нужный лад. На этом основывался и наш праотец Ицхак, когда читал послеполуденную молитву минха на горе Мория, которая в те времена представляла собой открытое поле. В Торе (Берешит, 24:63) об этом сказано: «Ицхак вышел гулять в поле» (см. также трактат Брахот, 26б).

Но когда у человека нет возможности помолиться в синагоге – например, если там молится другой миньян, – разрешается читать молитву позади здания синагоги, повернувшись лицом к синагоге и к Иерусалиму. Можно молиться и сбоку от здания синагоги, повернувшись лицом к Иерусалиму. Но в любом случае запрещено молиться, стоя перед зданием синагоги, ведь если человек повернется лицом к Иерусалиму, то он позорным образом встанет спиной к синагоге, а если повернется лицом к синагоге, то окажется стоящим спиной к Иерусалиму (см. Шульхан арух, 90, 7).

Image Credit: OHAYON AVI

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com