Канун поста 9 ава | «Завершающая трапеза» перед началом поста 9 ава (сеуда мафсекет) - Жемчужины Галахи - на образовательном портале Ваикра.
Рубрики

Канун поста 9 ава | «Завершающая трапеза» перед началом поста 9 ава (сеуда мафсекет)

В канун 9 ава, за трапезой перед началом поста, человек не должен есть более одного блюда (см. Мишна, трактат Таанит, 26б). Дело в том, что в этот час траур по разрушенному Храму усиливается, и не подобает, чтобы человек придавал значение собственной персоне и услаждал себя более чем одним вареным блюдом. А одно-единственное блюдо не доставляет человеку особого наслаждения. Кроме того, на этой трапезе запрещено есть мясо и пить вино (см. трактат Таанит, там же), поскольку эти блюда радуют человека.

И хотя в наше время в народе Израиля распространен обычай воздерживаться от мяса и вина, уже начиная с новомесячья ава (см. выше, гл. 8, п. 13), запрет на мясо и вино с этого времени и вплоть до «завершающей трапезы» (сеуда мафсекет) − основан на обычае ранних законоучителей, тогда как во время этой трапезы данный запрет представляет собой постановление мудрецов. Поэтому больному или роженице, если их состояние здоровья может улучшиться благодаря употреблению в пищу мяса, разрешено есть мясо в девять дней после наступления месяца ав, но не во время «завершающей трапезы» [1]

А что такое «завершающая трапеза»? Это трапеза, которую устраивают в канун поста после полудня, и которая является последней перед началом поста. Если человек устраивает последнюю трапезу до полудня, то ему разрешается есть на ней более одного блюда. Общепринятый обычай таков: в середине дня в канун поста устраивают обычную трапезу с несколькими блюдами, а перед началом поста – «завершающую трапезу» только с одним блюдом (которое прошло горячую обработку с целью улучшения вкуса – ред.). И не следует устраивать перед самым началом поста трапезу с несколькими блюдами, затем читать «Благословение после трапезы» (Биркат ѓа-мазон), а через короткое время устраивать еще одну трапезу с одним блюдом, чтобы она расценивалась как «завершающая».

Однако постфактум (бедиавад), если днем человек не успел устроить обильную трапезу, и ближе к началу поста он опасается, что если не поест плотно, ему будет трудно поститься, − он может устроить трапезу из нескольких блюд, после которой отправится в синагогу, прочитает там послеполуденную молитву минха, а затем возвратится домой и устроит «завершающую трапезу» из одного блюда. Но в таком случае, он должен следить за тем, чтобы не есть слишком плотно за первой трапезой, ведь в противном случае у него не сохранится аппетит для «завершающей трапезы» (см. Шульхан арух и Рама, 552, 9; Мишна брура, 22).

______________

[1] Хотя больной освобожден от поста 9 ава, он должен есть простые блюда, поэтому на «завершающей трапезе» ему не следует есть мясо, а также более чем одно блюдо. Также см. ниже, гл. 10, п. 3. Больному разрешается есть мясо и пить вино, только если на это имеются однозначные медицинские указания.Следует отметить, что, согласно закону, изложенному в Вавилонском Талмуде (трактат Таанит, 30а), на «завершающей трапезе» можно есть солонину и пить вино, которое еще не забродило, и поэтому в нем нет алкоголя, так как все это не приносит человеку радость, однако, поскольку по обычаю от этого следует воздерживаться с новомесячья ава, само собой разумеется, что это запрещено и во время «завершающей трапезы».

Подпишитесь на рассылку платформы VAIKRA и получайте самые интересные уроки с сайта на E-mail, What's App или Telegram
Всем подписчикам в подарок 4 уникальные книги!

Источник

Этот материал – личное мнение автора. Редакция не несет за него ответственность.

Не пропускай самые интересные публикации для духовного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Жемчужины Галахи Помочь уроку

«Жемчужины Ѓалахи» (Пниней Ѓалаха) – всеобъемлющее издание, в котором в простой и доступной форме излагаются законы Ѓалахи, охватывающие все области еврейской жизни.

Автор издания, рав Элиэзер Меламед – раввин поселения Ѓар-Браха в Самарии, где он основал ешивуѓесдер, учащиеся которой совмещают срочную службу в Армии обороны Израиля с изучением Торы. Автор многочисленных книг и статей по Ѓалахе, еврейской философии и истории. Основным предназначением серии книг «Жемчужины Ѓалахи» рав Меламед считает возведение «моста» между Божественными этическими нормами и нашей повседневной деятельностью.