Поделиться

Ханука и свет народам

Выражение о евреях, которые несут свет народам в Хануку, имеет также и буквальный смысл. Мы выставляем в окна ханукальные светильники, и не только евреи, но и люди разных народов видят ханукальный свет, обращенный к миру.

Тема евреев и диаспоры многозначна. Иногда вместо термина «диаспора» мы используем слова «галут» или «изгнание», и тогда это воспринимается как наказание. Но, с другой стороны, живя среди народов мира, евреи выполняют особую миссию.
В Торе есть сюжет, в котором Яаков во сне увидел лестницу, по которой движутся ангелы. В одном из мидрашей эти ангелы конкретизируются как четыре ангела империй, среди которых евреи жили в эпоху рассеяния. Эти империи — Вавилон, Персия, Греция и Рим.

Есть разные толкования этого сюжета о видении Яакову четырех ангелов. Очень продуктивным является понимание того, что в каждой из империй у евреев были свои особые миссии и задачи. И на каждом этапе евреи создавали нечто важное.
Вавилон прославился в еврейской традиции созданием Вавилонского Талмуда. Это уникальный труд, содержащий не только великую мудрость, но и методику ее постижения с помощью особого стиля в виде споров мудрецов. Персия дала евреям праздник Пурим. Греция — праздник Хануку. С римским галутом процесс достижений не столь очевиден. Кстати, четвертый галут еще продолжается. Западный мир представляется, с еврейской точки зрения, наследником Рима, и евреи, живущие в странах Запада (в странах с преобладающей христианской доминантой), считаются живущими в римском галуте.
Можно ли сформировать список достижений евреев на четвертом этапе? Конечно, можно, но это требует аккуратности и большей тонкости в подходах.

Первый вариант ответа: ашкеназская культура дала еврейству огромное количество мудрецов во главе с Раши и книг. В эту эпоху в Европе возникли хасидизм и движение мусара, а также подход рава Гирша (Франкфурт, Германия), соединяющий иудаизм и научный взгляд на мир.

Второй вариант ответа: в последние двести лет евреи вносили вклад во многие научные, культурные, социальные и другие светские движения.

Третий вариант ответа: можно говорить о вкладе еврейства в духовное развитие западного мира. С большой аккуратностью мы можем сказать, что еврейство дало западному миру христианство (и сам Иисус был евреем). В дальнейшем (примерно при Павле) христианство отсоединилось от еврейских корней. Можно даже назвать христианскую религию «внебрачным детищем иудаизма». Но для мира это был бесценный вклад (при всех его побочных эффектах).
Есть мнение, что обе религии должны официально объявить о «семейном» — «родительско-дочернем» — статусе и сменить «мечи на орала», то есть вражду на мирное сотрудничество, особенно в свете исламской экспансии.

Четвертый вариант ответа: «еще не вечер», эпоха римско-христианской диаспоры еще не завершилась. Мы можем и даже должны создать еще нечто очень важное и для еврейства, и для человечества. Более того, есть интересный фактор: сейчас мы имеем и рассеяние евреев в западном мире, и уже возродившееся израильское присутствие евреев, то есть еврейство стало, условно говоря, двухполюсным — с центром и с периферией.

И Вавилонский Талмуд, и Пурим, и Ханука связаны и с Израилем тоже (христианство тоже родилось в Израиле). Поэтому возможно, что новым достижением будет нечто, что сможет включить в себя и Израиль, и западный мир, и евреев, и все человечество. И, зажигая ханукальные светильники, мы можем иметь в виду еврейский свет в мир и в мире.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com