Ханука | Как зажигать ханукальные свечи в Шаббат? – Vaikra.com
Рав Пинхас Гольдшмидт

Пинхас Соломонович Гольдшмидт — главный раввин Москвы, возглавляет раввинский суд в России, председатель Совета раввинов Европы, глава раввинского суда в странах СНГ и Балтии. Член президиума Российского еврейского конгресса.

Родился в 1963 году в Цюрихе. Дедушка по материнской линии был из карпатских хасидов. Родители — религиозные евреи, живут в Цюрихе, это уже четвёртое поколение. Пинхас Гольдшмидт имеет великолепное духовное и светское образование. Традиционное еврейское образование получил в известнейших ешивах мира: «Поневеж» (Бней-Брак, Израиль), «Нер Исроэль» (Балтимор, США). Параллельно закончил Университет Хопкинса в Балтиморе. Имеет степень магистра. Имеет раввинскую смиху (диплом).

В 1987—1989 гг. работал в раввинате г. Нацерет-Илит (Израиль), где принимал деятельное участие в духовной абсорбции репатриантов из СССР.

В 1989 г. по указанию своего духовного наставника рабби Моше Соловейчика, а также по поручению главного раввината Израиля и Всемирного еврейского конгресса приехал в Москву в качестве лектора Института изучения иудаизма при АН СССР, возглавляемого раввином Адином Штейнзальцем. В 1989 году по приглашению Главного раввина России Адольфа Шаевича возглавил раввинский суд СССР, а с 1993 года стал главным раввином Москвы.

С июля 2011 года раввин Пинхас Гольдшмидт - главный раввин и Ав Бейт Дин Москвы.

Гольдшмидт представляет еврейскую общину России на политическом поле. Он имеет публикации в международной прессе. Пинхас Гольдшмидт выступал в Сенате США, Европейском Парламенте, Совете Европы, израильском Кнессете, Оксфордском университете, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Берлинской конференции по борьбе с антисемитизмом, и в Гарвардском университете, обсуждая состояние еврейской общины, а также угрозы антисемитизма. Пинхас Соломонович принимал активное участие в межконфессиональных встречах с христианами и мусульманами в Нью-Йорке, Париже, Астане, Севилье, Вене и Москве.

Пинхас Гольдшмидт является автором многих научных трудов по Галахе, из которых наиболее фундаментальный — книга респонсов «Зикарон бэ-сэфер», посвященная специфическим вопросам галахи, возникающим у евреев России поздне- и постсоветского периода.

Ханука | Как зажигать ханукальные свечи в Шаббат?

Зажигание ханукальных свечей сегодня, перед наступлением Шаббата, отличается от остальных дней праздника. Мы знаем, что в алахе большую роль играет вопрос, когда нужно зажигать ханукальные свечи. Естественно, это делают с наступлением вечера, но когда именно начинается вечер? Мы знаем, что Шаббат начинается с заходом солнца, а кончается с выходом звезд. Вопрос в том, нужно ли дожидаться выхода звезд для зажжения ханукальных свечей, как в обычные дни Хануки, или зажигать с заходом солнца? В этом есть разногласия. Есть литовские евреи, которые придерживаются мнения Виленского Гаона, согасно которому зажигать следует с заходои солнца, а остальные зажигают во время выхода звезд.

Сколько времени должна гореть ханукальная свеча? Наши мудрецы говорят — пока есть люди на улице. В трактате Талмуда Шаббат сказано, что было такое понятие «навот кармудай» — последние пешеходы, которые ходили по улице после наступления ночи. Следует учесть, что 2000 лет назад после наступления темноты люди, как правило, по улице уже не ходили, потому что это было очень опасно; значит, с окончанием дня жизнь как бы «останавливалась».

Естественно, свеча, зажженная днем, не имеет никакого смысла. Поэтому свечи нужно зажигать, когда это видно — вечером, когда солнца уже нет. Но при этом надо, чтобы на улице кто-то смотрел на их свет. Следовательно, основной период горения свечей — первые полчаса после наступления ночи. Отсюда мы учим, что минимальный промежуток времени, который должны гореть свечи, тоже составляет полчаса. Человек должен стараться зажечь свечи сразу после наступления темноты, даже несмотря на то, что в крупных районах современных городов люди могут ходить по улице и позже.

Однако, сегодня и завтра вечером время зажигания ханукальных свечей меняется. Сегодня вечером ханукальные свечи нужно обязательно зажечь до захода солнца, до времени начала Шаббата, перед зажиганием субботних свечей. Почему? После захода солнца уже наступает Шаббат, а с началом Шаббата запрещается зажигать огонь. Завтра вечером, соответственно, нельзя зажигать ханукальные свечи до выхода звезд.

Есть разногласия о том, что надо делать раньше — зажигать ханукальные свечи в моцей Шаббат или сначала сделать авдалу. С одной стороны, у нас есть правило, которое гласит, что мицва, которую мы исполняем регулярно, должна быть исполнена в первую очередь (авдала). С другой стороны, у нас есть ограничение в полчаса, в течение которых люди ходят по улице — то есть, имеет место цейтнот в отношении зажигания ханукальных свечей. Поэтому, есть приверженцы того мнения, что сначала нужно сделать ханукальные свечи, а потом сделать авдалу.

Не пропускай самые интересные публикации для духовного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Рав Пинхас Гольдшмидт

Пинхас Соломонович Гольдшмидт — главный раввин Москвы, возглавляет раввинский суд в России, председатель Совета раввинов Европы, глава раввинского суда в странах СНГ и Балтии. Член президиума Российского еврейского конгресса.

Родился в 1963 году в Цюрихе. Дедушка по материнской линии был из карпатских хасидов. Родители — религиозные евреи, живут в Цюрихе, это уже четвёртое поколение. Пинхас Гольдшмидт имеет великолепное духовное и светское образование. Традиционное еврейское образование получил в известнейших ешивах мира: «Поневеж» (Бней-Брак, Израиль), «Нер Исроэль» (Балтимор, США). Параллельно закончил Университет Хопкинса в Балтиморе. Имеет степень магистра. Имеет раввинскую смиху (диплом).

В 1987—1989 гг. работал в раввинате г. Нацерет-Илит (Израиль), где принимал деятельное участие в духовной абсорбции репатриантов из СССР.

В 1989 г. по указанию своего духовного наставника рабби Моше Соловейчика, а также по поручению главного раввината Израиля и Всемирного еврейского конгресса приехал в Москву в качестве лектора Института изучения иудаизма при АН СССР, возглавляемого раввином Адином Штейнзальцем. В 1989 году по приглашению Главного раввина России Адольфа Шаевича возглавил раввинский суд СССР, а с 1993 года стал главным раввином Москвы.

С июля 2011 года раввин Пинхас Гольдшмидт - главный раввин и Ав Бейт Дин Москвы.

Гольдшмидт представляет еврейскую общину России на политическом поле. Он имеет публикации в международной прессе. Пинхас Гольдшмидт выступал в Сенате США, Европейском Парламенте, Совете Европы, израильском Кнессете, Оксфордском университете, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Берлинской конференции по борьбе с антисемитизмом, и в Гарвардском университете, обсуждая состояние еврейской общины, а также угрозы антисемитизма. Пинхас Соломонович принимал активное участие в межконфессиональных встречах с христианами и мусульманами в Нью-Йорке, Париже, Астане, Севилье, Вене и Москве.

Пинхас Гольдшмидт является автором многих научных трудов по Галахе, из которых наиболее фундаментальный — книга респонсов «Зикарон бэ-сэфер», посвященная специфическим вопросам галахи, возникающим у евреев России поздне- и постсоветского периода.