Поделиться

Ханука — Краткое руководство к празднику

Основные законы и обычаи, приведенные ниже, были взяты из нескольких источников. Основными источниками являются: Шулхан Арух и комментарии, Сефер Минhагим ХаБаД, Сихи и Игрот Кодеш. Целью данного краткого конспекта является проинформировать вас о некоторых актуальных законах, и он не отменяет обязанность каждого человека изучить законы праздника.

Подготовка к Хануке

Наилучшим способом выполнить заповедь зажжения Ханукальных огней является использование оливкового масла, т.к. оно дает чистое, ясное и постоянное пламя, в него легко поместить фитиль и именно это масло использовали для зажжения меноры в Храме. Все остальные виды масла также можно использовать при зажжении Ханукального подсвечника, однако есть споры касательного того, какое масло можно зажигать в Хануку в Шабат. Тем не менее, это большая мицва использовать масло в Хануку.

Согласно галахе, восковая свеча считается фитилём в восковом контейнере. Технически, нет обязанности вставлять свечу в ханукию. Тем не менее, мудрецы, благословенна их память постановили, что мицву нужно выполнять наилучшим образом, в духе «Это мой Б-г и я буду прославлять Его» и эти инструкции распространяются и на заповедь Хануки. Поэтому важно приобрести красивую ханукию, в идеале металлическую. Если человек может себе позволить, то лучше всего серебряную. Традиционно в Хабаде используют восковую свечу для шамаша. В Ликутей Сихос, Реббе говорит: «Есть основания считать, что ханукии, спроектированные для использования в Хануку, должны быть с прямыми, диагональными ветвями… зачем изменять изначальный дизайн оригинальной меноры, ветви которой были диагональными и не округлыми?»

Рамбам говорил, что зажигать ханукию — очень важная мицва. Следует быть очень аккуратным в соблюдении этой мицвы для того, чтобы сообщить всем о чуде, совершенном Вс-вышним и поблагодарить Его за чудеса, сделанные для нас.

Мужчины и женщины равны в исполнении этой заповеди. Даже бедняк, живущий на цдоку, должен продать свои одежды, если будет необходимо, чтобы купить ханукию. Глава семьи может вывести своих домочадцев в заповеди зажжения ханукальных огней. В этом случае, члены семьи должны слушать благословения и отвечать «амен». Тот, кто собирается в путешествие, должен заранее спланировать поездку, чтобы у него была возможность лично зажигать ханукию в положенное время в своем жилище. Намного лучше самому зажигать ханукию, чем поручить это своему посреднику.

Гость должен зажигать ханукию там, где он остановился. Однако, если к моменту зажжения ханукии, место, где остановился человек, больше не будет считаться его жилищем, например, он должен будет уехать – то есть сомнения, выполнит ли он обязанность зажжения огней. Также запрещено устраивать трапезу за полчаса до времени зажжения ханукии. Гости, пришедшие на праздник не могут выполнить обязанность зажжения ханукии во время зажжения огней хозяевами дома или общественной ханукии.

В Моцей Шабат, который выпадает в Хануку, следует сперва сказать Авдолу, затем зажечь ханукию, и лишь потом произнести Ваитен леха.

В традиции Раббеим Хабад размещать ханукию в дверном проходе одной из комнат, а не на подоконнике. Детей учат зажигать свои личные ханукии. Нужно начинать с наименьшего возможного возраста. Лучше всего, чтобы у каждого ребенка была своя собственная ханукия и стояла она в дверном проходе его комнаты. Естественно, следует принять все необходимые меры безопасности.

Женщины также обязаны зажигать ханукию. Традиция в домах Раббеим такова, что женщины не зажигали сами ханукию, а выходили в заповеди вместе со своими отцами. Замужняя женщина выполняет заповедь зажжения ханукии посредством зажжения ее мужем. Незамужние женщины, или те, чьи мужья не смогут зажечь подсвечник дома, должны самостоятельно зажигать ханукию. Девочки, которые учатся в махонах вдалеке от дома, зажигают сами ханукию. Одна девушка может быть назначена представителем и зажечь ханукию за всех.

Огни ханукии должны быть на расстоянии минимум 3 тефаха (примерно 25,4 см) от пола, но не выше чем 10 тефахов (примерно 78,74 см). В случае, если человек зажег ханукию выше чем 10 тефахим, он выполнил свою обязанность, но, если выше, чем 20 амот (примерно 9 м) или выше, он должен зажечь заново. Если несколько человек зажигают ханукию в одном доме, но в разных комнатах, у каждой ханукии должен быть свой шамаш. В первую ночь мы зажигаем один огонь, крайний справа.

Шамаш нужно зажечь до произнесения благословения, так чтобы сразу после благословения можно было зажечь огни. Произносят 3 благословения: 1) легадлик нер Ханука. 2) шеаса ниссим ла-восейну и 3) шеихияну. После зажигают свечи и произносят анерот алелу.

Тот, кто уже говорил благословение, например, хазан в синагоге, должен повторить их, когда зажигает свою личную ханукию дома. Он не говорит третье благословение шеихияну, кроме случаев, когда он выводит в заповеди своих домочадцев.

В Торе сказано, что безопасность человеческой жизни стоит выше, чем соблюдение законов. Следует заранее обезопасить ханукию: дети не должны иметь доступ к огню и оставаться без наблюдения родителей. Традиционно, остаются сидеть возле зажженной ханукии в течение 30 минут после зажжения. Если огонь погас, не прогорев 50 минут (требуемое минимальное время согласно традиции Хабад) их следует зажечь заново без благословения. Если ханукия горит больше этого времени, ее можно переставить. Запрещено пользоваться светом ханукии.

Традиционно, женщины воздерживаются от работы в течение 50 минут, пока горит ханукия (согласно некоторым мнениям, это относится и к мужчинам). По истечении этого времени, женщины могут выполнять необходимую работу, при условии, что они делают это не перед ханукией. Согласно традиции, к таким работам относится шитье, глажка, вязание, стирка. Прочие дела, такие как подмести пол, приготовить еду или испечь что-то, можно выполнять.

Во многих сихах, Реббе указывал на то, что Ханука – это время, когда нужно увеличивать в изучении Торы. Принято давать дополнительную цдоку в Хануку. Нужно приложить максимум усилий для того, чтобы ханукия горела в каждом еврейском доме. Следует зажигать ханукию в общественных местах, чтобы как можно больше людей узнало о чуде Хануки.

Рамбам говорит, что дни Хануки – это дни радости. Рамо говорил, что частичной мицвой является увеличивать в еде в Хануку. Обычно добавляют праздничные блюда. Лучше всего петь и говорить о величии Творца и о чудесах, которые Он совершил для нас, чтобы трапеза считалась заповеданной согласно всем мнениям. Реббе, в своих сихах, указывал на необходимость увеличивать в радости в Хануку. Он говорил, что фарбренгены с хасидами, семьей или друзьями несут позитивные решения для нас в будущем. Обычно подают молочные продукты в Хануку, также подают еду, приготовленную на масле.

В Биркат Амазон вставляют молитву Аль hа ниссим. Если вы забыли произнести вставку и поняли это до того, как сказали имя Б-га в конце следующего благословения (аль hа арец..), нужно вернуться и сказать вставку. Если вы поняли, что забыли сказать вставку на Хануку и уже сказали имя Б-га, не нужно возвращаться.

Не пропускайте Вэаль hа ниссим, чтобы вовремя закончить Амиду и ответить на Кдушу или модим вместе со всеми. Каждый день Хануки произносят полный Галель и читают Тору.

В традиции Хабад зажигать ханукию в синагоге сразу по окончанию Минхи перед произнесением алейну. Нет необходимости ждать времени шкиа (заход солнца); ее можно зажечь после времени плаг минха.

Согласно традиции Хабад, мы зажигаем ханукию дома сразу после времени шкиа, между Минха и Маарив каждый вечер Хануки, кроме эрев Шабат и моцей Шабат.

Запрещено начинать какую-либо работу или садиться кушать за 30 минут до времени зажжения ханукии. Если вы начали есть или работать, нужно остановится.

Если вы не зажгли ханукию в нужное время, можно сделать это позже, при условии, что на улице все еще есть прохожие, что соответствует примерно полтора часа после нужного времени. Если не успели, то нужно постараться зажечь хотя бы до времени галахической полночи. Если и это невозможно, то нужно зажечь ханукию ночью, до рассвета, при условии, что остальные домочадцы еще не спят, чтобы выполнить заповедь зажжения свечей. Если они спят, можно зажечь ханукию без благословения.

Если вы заранее знаете, что не сможете зажечь ханукию вовремя, можно зажечь ее раньше – в любое время после плаг минха. В таком случае, нужно убедиться, что масло достаточно для того, чтобы гореть 30 минут после наступления ночи. Однако мудрецы расходятся во мнениях, нужно ли говорить благословения в таком случае. Одни считают, что лучше назначить своего представителя, который зажжет ханукию в нужное время и скажет благословения. Хотя, изучив все мнения, лучше всего лично зажечь ханукию и сказать благословения – даже если это можно будет сделать только поздно ночью – чем назначить представителя или зажечь ханукию раньше. Не в традиции Хабад надевать Шабатнюю одежду во время зажжения ханукии. Если у вас нет возможности посидеть возле горящей ханукии 30 минут, то лучше зажечь ее вовремя, чем отложить на потом.

Реббе Рашаб раздавал хануке гелт в четвертый или пятый день Хануки. В 5748 Реббе сказал, что Хануке гелт нужно давать каждый вечер Хануки, кроме Шабата, и дополнительные деньги давать в 4 и 5 день Хануки. В многочисленных сихах Ребе говорил, что нужно делать большое событие с Хануке гелт. Их нужно давать торжественно, с радостью. Раздача Хануке гелт должна обрадовать детей. Хотя все дни Хануки наполнены радостью, Хануке гелт должно принести дополнительную радость детям, так чтобы дети, которые еще не получали Хануке гелт, были очень поражены рассказами тех, кто получил. Реббе говорил, что обычно дети должны получать Хануке гелт как можно от большего числа людей. Нужно объяснять детям, что они получают Хануке гелт, чтобы потом увеличить в изучении Торы и поощрять их давать больше цдоки. «Кроме того», говорил Реббе, «что еще может делать с деньгами еврейский ребенок?».

Лучше всего закончить всю подготовку к Шабату до зажжения ханукии, так, чтобы вся семья могла зажечь огни вместе. Ханукию нужно зажечь до времени зажжения Шабатних свечей, но как можно ближе к этому времени. Нужно налить дополнительное количество масла, чтобы ханукия горела еще минимум 50 минут после захода солнца. Согласно большинству мнений, тот, кто забыл добавить дополнительное масло и огонь погас до истечения 50 минут, не выполнил обязанность зажжения ханукальных огней. Если после зажжения ханукии, вы поняли, что масла не хватит, то потушите огонь, добавьте масло и зажгите ханукию без благословения. Если вы осознали ошибку уже после принятия Шабата – но до шкии – попросите кого-то, кто еще не принял Шабат, добавить масло. В Шабат запрещено трогать ханукию, поднос на котором она стоит, и стул или стол, на котором находится поднос. После того, как ханукия догорела, можно подвинуть стул или стол измененным способом, например, спиной, ногой, локтем…

В Шабат не следует играть в дрейдл. Ханукальные подарки не дарят в Шабат. Пончики и другую жирную пищу, можно промокнуть в Шабат, чтобы убрать излишки масла. Анерот алелу не поют в Шабат.

5 Тевета

В 5747 году мы одержали дидан ноцах (полную победу), которая была видна всем нациям, когда федеральный суд вынес решение касательно права собственности книг и манускриптов наших Раббеим, которые находятся в Любавичской библиотеке. Реббе говорил, что в эти дни нужно добавлять энергию в нашем изучении Торы. Наши занятия должны вести к действию: в нигле мы должны учить законы, необходимые для практического соблюдения. В скрытых частях Торы, мы должны учить хасидус, что позволит нам выполнять заповеди с полной любовью и в страхе перед Вс-вышним. Каждый еврейский дом должен быть наполнен фундаментальными книгами идишкаит. В 5749 году Реббе отметил 5 Тевета, раздавая дополнительный доллар всем, кто к нему приходил, чтобы мотивировать их покупать святые книги или чинить изношенные книги. Реббе часто говорил, чтобы продавцы книг делали скидки 5 Тевета.

10 Тевета.

Пост 10 Тевета установлен в память о том, что царь Вавилона осадил Иерусалим в этот день. Все мужчины (с 13 лет) и женщины (с 12 лет) должны воздерживаться от еды и питья в течение всего дня. Те, кто хотят проснуться до времени начала поста и поесть, должны обусловить это прежде, чем идти спать. Беременные, кормящие и больные люди, которым тяжело поститься – освобождены от поста. При необходимости нужно заранее посоветоваться с раввином. Тору читают во время Шахарит и Минха.

Во время Шахарит читают слихот. Вот порядок Шахарит: Таханун, Слихот, Авину малкейну, Вэанахну ло неда, после чего хаци каддиш. Затем чтение Торы.

Вот порядок для Минхи: Корбанот, Ашрей, хаци каддиш. Затем чтение Торы и Афтара. Йехалелу, хаци каддиш. Амида со вставкой анейну. Таханун, Авину малкейну. Каддиш тискабель. Алейну, а после каддиш ятом, затем аль тира и ах цадиким. После Минхи принято слушать диврей кивушин – слова, побуждающие к исправлению и улучшению в службе Вс-вышнему.

ИСТОЧНИК: HALACHA2GO.COM
СУДЬЯ РАВИНСКОГО СУДА КРОУН ХАЙТС, НЬЮ ЙОРК
HORAV YOSEF YESHAYA BRAUN.
ПЕРЕВОД: ЦИПОРА ШУФОТИНСКАЯ

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com