Поделиться

Когда человек выдерживает испытание — весь мир замирает

Продолжение. Начало здесь

Несколько слов, чтобы дополнить парцуф. До сих пор мы говорили о семи эмоциональных качествах сердца, связанных с семью днями творения. Но есть также ступени, относящиеся к высшим сфирот, которые называются мохин, чистый разум. Это мудрость, постижение и знание, а также еще одна ступень над ними, которая называется кетер, корона.

Смысл корня амад

Корень, который используется в Торе для описания остановки солнца, это корень עמד «стоять». Это ключевое слово. Этот корень употребляется в описании чуда, которое сделал Йеошуа. Писание говорит: вайидом ашемеш, веяреах амад, «и замерло солнце, и луна остановилась». Далее говорится ваяамод ашемеш, что солнце также «остановилось». Оба описания: вайидом («замерло») и амад («остановилось») появляются в одном очень коротком стихе. Все чудо, которое совершил Йеошуа — это всего один стих. Писание говорит, что солнце замерло, и луна остановилась. И потом Писание продолжает и повторяет, что солнце остановилось.

У корня амад («стоять») есть один важный смысл, как в иврите, в языке Торы, так и в других языках, to stand означает выдержать испытание. Когда человек стоит перед очень тяжелым испытанием в жизни, и он выдерживает испытание, это называется «выстоять». В иврите также есть выражение лаамод бенисайон, «выдержать испытание».

Это был только тест…

Авраам был испытан Вс-вышним десять раз, и выстоял (амад) во всех. Самым тяжелым испытанием было последнее, акеда, связывание Ицхака. Авраам был готов и желал принести в жертву собственного сына, вопреки всякой логике и вопреки собственным чувствам. В тот момент, когда он был готов это совершить, когда он взял в руки нож, и занес его над своим сыном, мир замер. Небеса раскрылись, и ангел Вс-вышнего воззвал к нему: «не делай этого. Вс-вышний не желает этой жертвы, это было только испытание. Только тест». Вс-вышний не приказывал тебе принести его в жертву, но только взять его, и поднять его на гору. Поднять его и опустить его.

Мир создан, чтобы испытать человека

«Дела отцов знак сыновьям», мы должны учиться от наших праотцов. В Тании говорится, что весь этот мир — это мир испытаний. Весь этот мир был создан лишь для того, чтобы испытать человека. Независимо от того, какова его индивидуальная миссия, человек находится здесь для того, чтобы пройти через испытания. Это имманентное, сущностное свойство этого мира. Мы проходим через испытания, но мы обязаны выстоять. Выстоять означает выдержать проверку на прочность.

На иврите слово амид означает прочность, стойкость, способность выстоять. В английском языке есть еще одно слово, которое прекрасно выражает эту мысль, это слово fastness. Это не только «быстро бежать», или быть быстрым, fastness означает также прочность. Необходимость стоять твердо, что означает прочность, сопротивление. Быть fast означает обладать способностью сопротивляться. Fastness это нечто похожее на крепость, крепость, в которой находится принцесса у рабби Нахмана в его первой истории, потерянная принцесса, и это то, что она говорит, что она в крепости.

В иврите все эти слова — это синонимы того, что называется амид, прочный. Standing означает стоять прочно.

Испытание трансформирует веру в знание

Что происходит, когда человек выдерживает испытание? Говорится в хасидут, что когда человек выдерживает испытание, в этот момент он трансформирует веру в знание. То, во что он верил, становится знанием. Все испытания — это испытания веры, если вы действительно верите.

Бывают различные испытания. Может быть испытание искушением, совращением. Испытание Йосефа и жены Потифара — это испытание совращением. Но сказано, что в глубине всех испытаний, даже испытания искушения или совращения, все это испытания веры. И если Вы выдерживаете испытание, вы превращаете свою веру в актуальное знание. И поэтому Вс-вышний испытывает нас, ибо человек, не прошедший через испытания, никогда не достигнет истинного знания Б-га. Он может верить в Б-га, но его вера никогда не станет знанием.

Если человек удостаивается выдержать испытание, тем самым превращая свою веру в знание, он становится способным остановить природу.

Когда человек выдерживает испытание — весь мир замирает

Когда человек выдерживает испытание — весь мир замирает. Когда Вс-вышний испытывал Авраама, в тот момент, когда Авраам выдержал испытание, весь мир замер. Мы говорили выше о том, что весь мир замер, когда Кеннеди выступал с речью. Но там это было нечто субъективное, это было только ощущение. Когда же Авраам выстоял в испытании, мир действительно замер.

Когда великие праведники делают что-то поразительное — каждый еврей, каждый человек, способен стать великим праведником — все небесные воинства, все ангелы приходят вниз, чтобы посмотреть на этот удивительный феномен. Это может быть простой еврей, но, когда этот простой еврей делает нечто поразительное, весь мир замирает.

Последним из троих, остановивших солнце, был Накдимон бен Гурион. Это было самопожертвованием с его стороны, но это также было для него большим испытанием. И он выдержал испытание, и не поднял руки, хотя уже была ночь. Он пошел снова в Храм, и еще раз умолял Вс-вышнего освятить свое имя. Против всех законов природы.

Человек, выдержавший испытание, способен остановить природу, поскольку природа останавливается, чтобы посмотреть на Вас. Самая удивительная вещь, которую Вс-вышний создал в этом мире, это душа, которая выдерживает испытание. Это была ступень даат.

Автор: рав Ицхак Гинзбург
Авторизированный перевод: Ицхак Ройтман

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com