Поделиться

Комментарии к молитве | Урок 23. Первое благословение Авот

В этом видео я хочу с вами пройти первое благословение Шмоне Эсре. Как я говорил в предыдущем видео, это самая важная браха в каком-то смысле, и Талмуд говорит, что именно на ней нужно концентрироваться — если не можешь концентрироваться на всем Шмоне Эсре, на всей молитве, то хотя бы на первом благословении. Желательно говорить эту браху не торопясь.

Когда-то рав Арье Каплан посчитал, что древние праведники, как их называют (были особые праведники, о которых говорит Талмуд), уделяли молитве Шмоне Эсре один час. На основе этого он посчитал, что произнесение одного слова у них занимало около 7 секунд. В Шмоне Эсре немного меньше 600 слов (это зависит от нусаха и от многих деталей), во всяком случае, по этим расчетам получается примерно 6-7 секунд на слово. Но мне кажется, как я уже говорил, что на самом деле мы не знаем, какой именно Шмоне Эсре они молились. Р. Каплан предполагает, что они молились примерно такой же Шмоне Эсре, как наш, и поэтому у него получается такая скорость. Мне кажется, что очень вероятно то, что они молились, как я рассказывал в предыдудщем видео, добавляя очень много от себя — именно поэтому каждая молитва и занимала час. Кроме этого, они хорошо знали тона.

Например, браха Хонен Ада. В основном, в средние брахот можно было много чего добавлять — это просьбы. Как можно произнести браху, в которой меньше 20 слов, так, чтобы в ней было 200 слов? Нужно начать с того, что «Ты создал человека, отделил его от всего на земле, дал ему разум, без которого невозможно ничего понимать…». Можно цитаировать очень много стихов. Даже я, хоть и не такой большой специалист, но просто подумал, сколько у меня займет времени составить такую браху из 100 или 200 слов, которая вся будет говорить о разуме и о той важности, из-за которой я так прошу Вс-вышнего, чтобы Он мне дал разум — потому что без разума невозможно, и самое плохое — это когда у человека нет разума. Можно приводить некоторые изречения Талмуда в молитве в нужном контексте.

В общем, из этого можно очень быстро сделать длинную браху. Тем более, у этих праведников, в основном, вся жизнь концентрировалась вокруг молитвы — сам Талмуд спрашивает, когда же они занимались Торой и работали? Здесь, по всей видимости, речь идет о некой группе мистиков, которые в основном занимались медитацией. И вполне возможно, что молитвы у них занимали такое долгое время не потому, что они каждое слово произносили по 7 секунд, а потому, что они очень много добавляли и, может быть, у них как раз молитва состояла из очень длинного текста — например, как наши длинные брахот в Рош аШана, а тем более, повторение Шмоне Эсре, в Йом Кипур и так далее. Можно очень много чего добавить…

Продолжение смотрите в видео!

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com