Поделиться

Комментарии к недельной главе Мишпатим | Рав Михаил Коган

https://www.facebook.com/michail.kogan.7/videos/1965819573516971/

В эту субботу мы читаем главу Мишпатим. «Мишпатим» значит «установления», «постановления», «законы», а «мишпат» — это «суд». Глава начинается так:

«И это законы. которые ты поставишь перед ними».

Можно даже сказать «расстелешь перед ними». В иудаизме есть два вида постановлений — «мишпат» и «хок». И то, и другое — это законы. Но чем они отличаются? «Хок» — это закон, который определяет отношения между человеком и Вс-вышним, то есть, некая вертикальная линия. «Мишпат» — это те законы, которые установлены между людьми, между человеком и его близкими. Так вот, говорится так, что «хок» очень сложно, по существу, практически невозможно осознать. Лишь порой можно увидеть логику в законах, которые регулируют отношения между человеком и Вс-вышним. А вот постановления, которые регулируют отношения между людьми — они должны быть понятны. Они должны быть очень внятны, в них должна быть логика, определенный смысл, и люди должны их понимать.

Так вот, в нашей недельной шлаве Мишпатим огромное количество вот таких установлений, которые регулируют отношения между людьми. Но что интересно: здесь сказано «Возьми эти установления…», и ты должен их разостлать перед людьми. То есть, вот передо мной лежит это установление, и я должен его понять, принять и соответственно действовать. Известно, что вся еврейская религия — это, по существу, исполнение заповедей. Известно, что в Торе насчитывается 613 заповедей; есть положительные и отрицательные заповеди, «делай» — «не делай», и эти заповеди евреи обязаны выполнять. То есть, если еврей выполняет эти заповеди, он не может претендовать на награду, потому что это — его обязанность, и если это его обязанность и он ее выполняет, то никакой награды за это не полагается. Он обязан это делать.

И поэтому существует одно выражение, которое мы встречаем и в предыдущей главе Итро, и в нашей главе. Когда Моше сообщает народу требования, которые Вс-вышний выдвигает по отношению к этому народу, то весь народ одновременно, в едином порыве говорит: «Все, что говорит Вс-вышний, сделаем». То есть, абсолютно однозначно — пойму я, не пойму я, я обязан это сделать. То же самое и здесь. Смотрите, что здесь сказано:

«И пришел Моше, и рассказал народу все слова Вс-вышнего и все постановления, и ответил весь народ одним голосом, и сказали: Все, что сказал нам Вс-вышний, сделаем».

Замечательно, очень хорошо — сделаем, не задумываясь ни на секунду. Но буквально через несколько стихов есть еще один стих, и сказано так:

«И взял Моше книгу Союза (видимо, книгу, где этот союз был записан), и прочитал в уши народу, и сказал весь народ: Все, о чем говорил Вс-вышний, сделаем и поймем».

Любопытно, да? Вначале они сказали «все, что Он сказал, сделаем», и буквально через несколько стихов — «сделаем и поймем». Это важное добавление. Дело в том, что многие евреи, которые, к сожалению, не выполняют заповеди, говорят: «Знаете, мы не понимаем, зачем это нужно. Может быть, когда-то, давным давно, люди приспособились и понимали, зачем они это делают, а я не понимаю, например, почему вот это нельзя. Если вы мне объясните и я пойму, я буду исполнять. А если не пойму — я не буду исполнять».

Вспоминаем: ведь евреи сначала сказали: «Все, что сказал Вс-вышний, сделаем». Но кто-то может возразить: ведь дальше сказано: «Сделаем и поймем»…

Продолжение смотрите в видео!

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com