Поделиться

Комментарии к недельной главе Шлах | Рав Михаил Коган

Добрый день, дорогие друзья! Пришло время поговорить о недельной главе.
В эту субботу мы с вами будем читать главу Шлах. Глава замечательная. Главная тема этой главы известна — это история разведчиков, мераглим — то есть, почему еврейский народ 40 лет вынужден был находиться в пустыне, это как раз история мераглим, история шпионов, которые пошли, исследовали эту землю и сказали, что она, конечно, замечательная, но не для нас. И вот за те 40 дней, которые они пробыли там, они получили наказание 40 лет — за каждый день один год. Но я бы хотел поговорить не об этом отрывке.

В этой главе, в самом конце, есть отрывок, который составляет третью часть Шма Исраэль. Всем известно, что закон требует от нас дважды в день, утром и вечером, читать отрывок Шма Исраэль. Этот отрывок состоит из трех частей: первая и вторая части взяты из книги Дварим, а вот третий кусок как раз взят из книги Бемидбар, из нашей недельной главы. Вот как раз о третьем куске я и хотел с вами поговорить.

Понимаете, в чем дело. Я так думаю, что мечта всего человечества, а не только одного Эйнштейна — это открыть общую теорию поля, то есть найти то выражение или то слово, которым можно выразить всю суть жизни, самую сокровенную суть. Если бы все это можно было выразить в одном слове — люди, наверное, были бы счастливы. И поэтому возникают и вопросы, как где-нибудь каким-то образом определить, а какое главное предложение, какой главный стих. В Талмуде наши мудрецы спорят, каков главный стих Пятикнижия, Торы. Ну, и вот, многие сходятся к тому, что главный стих Пятикнижия — это вот эта вот фраза, «Шма Исраэль»: «Слушай, Израиль: Г-сподь — Б-г твой, Г-сподь Един!». На русском языке смысл немножко другой — то, что Он Един, то есть — один, больше никого. Наверное, этот смысл тоже существует. Но в иврите другое, там сталкиваются два Имени — Четырехбуквенное Имя, «юд-hэй-вав-hэй», которое выражает суть милосердия, и Имя Элоким, которое выражает суть суда.

Так вот, сказано в Шма Исраэль, «Четырехбуквенное Имя» — и есть Судья, то есть, Милосердный — Он и есть Судья, и Он один. Это как раз концепция всего иудаизма, что Милосердный Судья — одно и то же. Только вот люди Его почему-то различают, и им кажется, что «вот если Милосердный ко мне будет относиться — тогда да, а вот если Судья — тогда нет. Оказывается, «Ащем Элокейну — Ашем Эхад», «Милосердный Судья, и это едино. Вот эта концепция очень важна — что по большому счету, нет добра и зла, что добро и зло — это только в нашем восприятии…

Продолжение смотрите в видео!

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com