Комментарии к недельной главе Шофтим | Рав Михаил Коган - Рав Михаил Коган - на образовательном портале Ваикра.
Рубрики

Комментарии к недельной главе Шофтим | Рав Михаил Коган

Помочь уроку

https://www.facebook.com/michail.kogan.7/videos/2306358052796453/

Добрый день, дорогие друзья! Пришло время поговорить о недельной главе. В эту субботу мы с вами читаем главу Шофтим из книги Дварим. «Шофтим» означает «судьи». Глава так и начинается:

«Судей и судебных исполнителей (надсмотрщиков) дай себе».

Что это такое? Целая глава будет говорить об этом, и не только об этом. Конечно же, в двух словах не расскажешь, о чем тут идет речь. Но вот я в самом начале выбрал один, как мне кажется, интересный стих, и по поводу этого стиха я хочу с вами поговорить. Почти в самом начале написано так:

«Праведность, праведность преследуй, во имя того, чтобы жить, и унаследуешь ту землю, которую Г-сподь, Б-г твой дает тебе».

Вот это вот «Праведность, праведность преследуй», «цедек цедек тирдов». Если переводить дословно, оно так и будет. Еще раз хочу вам акцентировать этот момент, что слово «цедек» — «цадик» (праведный) можно по-разному переводить: «прямой», «искренний», «честный», «выполняющий законы». Все это будет «цадик». Но я решил, что «праведность», как мне кажется, наиболее точно отражает смысл этого слова.

Так вот, «Праведность, праведность преследуй» — можно сказать так. А можно сказать: «Праведность праведностью преследуй». То есть, если ты хочеь совершить нечто, на твой взгляд праведное, то это можно достичь только через праведные поступки. Тут же сразу ассоциативно вспоминается крылатое выражение: «Цель оправдывает средства».. Можно ли целью оправдать средства? И в наш век, и в предыдущие века об этом частенько говорят. И я так думаю, что немало людей считают — действительно, а почему бы и нет? Если действительно цель высокая, цель благородная, то, в принципе, можно не гнушаться такими, в общем, не очень праведными средствами для того, чтобы достигнуть этой праведной цели.

Эту фразу приписывают Макиавелли, многие философы ее повторяли — допустим, Гоббс ее повторяет в том или ином виде; ее приписывают высказываниям иезуитов — то есть, многим эта фраза приписывается. Но я опять повторяю: думаю, что некоторые разумные люди, может быть, негромко, но сами себе говорят, что действительно, может быть, возможно не гнушаться определенными средствами для того, чтобы достичь высокой цели. Так вот, здесь как бы утверждение другое. Здесь говорится о том, что если ты ставишь перед собой некую высокую цель («цедек» — праведность), то ее можно достичь только путем праведным, таким же — то есть, средства и цель не должны отличаться…

Подпишитесь на рассылку платформы VAIKRA и получайте самые интересные уроки с сайта на E-mail, What's App или Telegram
Всем подписчикам в подарок 4 уникальные книги!

Продолжение смотрите в видео!

Этот материал – личное мнение автора. Редакция не несет за него ответственность.

Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на vaikra.com

Не пропускай самые интересные публикации для духовного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Рав Михаил Коган Помочь уроку

Рав Михаил Коган имеет образование по специальности "режиссура", более 10 лет опыта работы в театре и преподавания актерского мастерства.

После двух месяцев проживания в ешиве Штейнзальца в Москве понял, что я - еврей, и мне пора уезжать домой, на историческую Родину. В 1991 году мы всей семьёй совершили алию. После 5 лет учебы в Иерусалиме получил смиху и уехал работать раввином в еврейскую общину города Дюссельдорф (Германия). После двенадцати лет пребывания на этой должности, вернулся домой.

Живу в Бат Яме, преподаю в «Натива». Это организация занимается гиюром. Вожу экскурсии по Израилю. Читаю лекции по истории. По-прежнему люблю театр.