Поделиться

Комментарии к недельной главе Ваэтханан | Рав Михаил Коган

https://www.facebook.com/michail.kogan.7/videos/2270590026373256/

Добрый день, дорогие друзья! Пришло время нашей недельной главы. В эту субботу мы читаем главу, которая называется Ваэтханан. «Ваэтханан» значит «молил о прощении» — имеется в виду, что Моше молил Вс-вышнего о том, чтобы Он дал ему возможность зайти в кнаанскую землю. В этой главе Моше продолжает излагать все, что было до этого, новому поколению. И в этой главе, что интересно, снова встречаются Десять речений — те самые Десять речений, которые были у горы Синай. Они, кстати, написаны немного по-другому, чем там. Если вы будете внимательно читать — и там, и здесь, вы можете даже уловить разницу, особенно что касается того, что говорится о субботе. Там написано «помни день субботний», а здесь — «сохраняй день субботний».

В нашей недельной главе есть, на самом деле, один очень важный отрывок. Наши мудрецы порой спорят, какое выражение, или какой стих в Торе концентрирует в себе весь смысл этой книги. На самом-то деле, сложно сказать, чтобы в одной фразе сконцентрировать весь смысл. Но, по крайней мере, такие дискуссии ведутся. Есть разные мнения, и одно из мнений — что в определенном стихе, который есть в нашей недельной главе, сконцентрирована вся суть Торы. Это глава шестая, стих четвертый. Он очень известен, я думаю, что каждый его знает. На иврите это звучит «Шма Исраэль, Ашем Элокейну, Ашем Эхад» — «Слушай, Израиль, Г-сподь — Б-г наш, Г-сподь Един» — это только первая фраза, и далее идет весь отрывок, который составляет главную часть ежедневного чтения Шма Исраэль. Вы знаете, что у нас есть заповедь дважды в день, уром и вечером, читать Шма Исраэль, она состоит из трех отрывков, и весь первый отрывок как раз содержится в нашей главе.

Так вот, мне захотелось сегодня разобрать вот эту фразу, один-единственный стих: «Слушай, Израиль, Г-сподь — Б-г наш, Г-сподь Един». Дело в том, что с этой фразой у евреев связано очень многое. Наши мудрецы утверждают, что во всякие моменты жизни — и в моменты высочайшей радости, и в моменты печали, евреи должны произносить эту фразу — прикрывать рукой глаза и громко читать: «Шма Исраэль, Ашем Элокейну, Ашем Эхад». Вот эти вот шесть слов, всего шесть слов — почему именно в них наши мудрецы увидели концентрацию всего смысла? Почему именно их наши мудрецы требуют повторять во всякие моменты жизни — и в хорошие, и в плохие? И они говорят, что даже перед смертью, когда человек чувствует, что душа вот-вот отлетит от него, он должен успеть произнести эту фразу Шма Исраэль.

Давайте просто немножечко разберемся в том, что здесь написано…

Продолжение смотрите в видео!

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com