Поделиться

Комментарии к недельной главе Ваехи | Рав Михаил Коган

https://www.facebook.com/michail.kogan.7/videos/2608046429294279/

Добрый день, дорогие друзья! В эту субботу мы, по существу, завершаем первую книгу Берейшит — мы читаем финальную, заключительную главу Ваехи. Заканчивается огромный цикл, так скажем, создания семьи, потому что именно в этой, последней главе мы читаем, как Яаков переселяется в Мицраим, как формируется семья по существу, как они там живут. И этим заканчивается такой первый огромный кусок — вся книга Берейшит. Наши мудрецы называют ее «Сефер а-Йешарим» — «Книга прямых». То есть, наши праотцы — Авраам, Ицхак и Яаков, называются «Йешарим» — «прямые«.

Естественно, в каждой недельной главе можно найти огромное количество моментов, которые можно обсуждать, и всякий раз мы это делаем. Сегодня я хочу с вами поговорить вот о каком моменте. Яаков чувствует, что приближается время его смерти, он болеет (кстати, Яаков — это первый человек, который болел, до Яакова не написано, что кто-то болел), и он приглашает к себе своего сына Йосефа. Яаков должен был сделать два дела: благословить детей Йосефа, назвав их своими потомками — Менаше и Эфраима, и должен был взять обещание с Йосефа, что тот его не похоронит в земле египетской, а похоронит в родовом склепе, в Меарат аМахпела, там, где похоронены все наши праотцы.

Так вот, Йосеф приходит и Яаков рассказывает ему, по сути, то, что Йосеф знает. Собственно, он ему рассказывает о смерти его матери, Рахели, которая умирает при родах его единоутробного брата Биньямина. И вот что он ему говорит (Берейшит 48:3):

«И сказал Яаков Йосефу: Вс-вышний под именем Шаддай увиделся мне в городе Луз. в земле Кнаан, и благословил меня».

Вот такое вот предложение, все нормально. Он рассказывает ему о том, что когда они вернулись обратно, то именно у города Луз Вс-вышний ему явился и благословил его. Хотя надо сказать, что когда Яаков уходит 22 года тому назад — уходит из дома к Лавану, и вот тот самый знаменитый сон, который ему снился ночью, и то место, где он просыпается — ведь то место тоже называется Луз, потому что написано: «И встал, и почувствовал присутствие Вс-вышнего, и сказал: Страшно это место — видимо, здесь присутствует Вс-вышний, видимо, это дом Б-га (Бейт Эль)». А в прошлом название этого место было Луз. Так вот, когда он уходит в этот самый Луз — город, место, где снится ему сон, и когда он возвращается обратно и впервые строит жертвенник — это тоже город Бейт Эль, или город Луз.

Что меня заинтересовало в этом рассказе? Это место — место явное, где свершилось чудо и в первом, и во втором случае (в первый раз это сон с лестницей, по которой ангелы поднимаются и спускаются, а во второй раз — когда Яаков приносит жертвы и Вс-вышний ему публично объявляет, что теперь у него будет второе имя Исраэль, это тоже, собственно, чудо), и Яаков называет это место Бейт Эль. Раньше это место называлось Луз. Одно и то же место, Бейт Эль — Луз. Понятно, что Бейт Эль переводится как «Дом Б-га» и это что-то возвышенное, духовное. Луз — это более приземленное. Мне это напоминает то, что Яаков получает второе имя Исраэль…

Продолжение смотрите в видео!

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com