Поделиться

Комментарии к недельной главе Ваеце | Исправляя себя, мы исправляем мир

Михаил Коган Глава Ваеце

В эту субботу мы читаем главу Ваеце.

Тора продолжает нам рассказывать о судьбе Яакова, собственно, и о строительстве еврейского народа. Начинается глава так:

«И вышел Яаков из Беер-Шевы, и пошел в Харан».

Что удивительно — это то, что предыдущая глава заканчивается практически теми же предложениями; в предыдущей главе сказано: «И пошел Яаков в Падан-Арам к Лавану». Вопрос: зачем в главе Ваеце Тора еще раз повторяет эту мысль, которая две минуты назад уже была озвучена? Раши тут же поясняет: очень важно подчеркнуть, что праведник покинул место своего обитания. Оказывается, когда праведник где-либо живет, это место становится благополучным, на него нисходит благословение. Поэтому, когда праведник покидает то или иное место, вместе с ним его покидает и благословение. Следовательно, нужно стараться жить там, где живут праведные люди.

Дальше в главе Ваеце сказано так: «И ударился он о какое-то место…» (буквально ударился, поранил себя, воткнувшись в это место), «…и решил там заночевать, и собрал из камней этого места и устроил себе изголовье». Все понятно — человек вышел в дорогу, настала ночь, он решил заночевать и устроил себе ночлег, лежанку. Но вот что интересно. Когда мы обращаемся к комментариям Раши, здесь сказано так: оказывается, слово «ва ифга», обозначающее «поранился, ударился» — это синоним молитвы, беседы со Вс-вышним. Оказывается, когда наступила ночь, Яаков произнес молитву, обратился со словами ко Вс-вышнему.

«Маком» — «место». Оказывается, это место, в которое он пришел, было не случайным. Раши поясняет, что это то самое место, гора Мория, на котором Авраам хотел принести в жертву своего сына Ицхака, и то место, где в будущем царь Соломон построит Храм. То есть, это место соединения духовного и материального миров, которое потом превратится в Иерусалим. А это очень уникальное место, как мы с вами знаем — Храмовая гора.

И последнее: «устроил себе изголовье». Раши поясняет: не просто камушек под голову положил, чтобы удобно было лежать; он устроил некую ограду вокруг головы, некую полудугу, с тем, видимо, чтобы защитить голову от змей, от скорпионов и других опасностей. Он обложил камнями пространство не вокруг всего тела, а только вокруг головы. Получается так, что есть три элемента: молитва, место, в котором ты молишься, и защита определенной части тела…

Продолжение смотрите в видео!

Источник: личная страница раввина Михаила Когана

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com