Поделиться

Кому принадлежит пещера Махпела?

Кому по праву принадлежит находящаяся в Хевроне пещера Махпела? Для еврея ответ на этот вопрос очевиден: согласно Торе, праотец Авраам приобрел это место за «четыреста шекелей серебра», после чего «стало поле Эфроново, которое при Махпеле, против Мамре, поле и пещера, которая на нем, и все деревья, которые на поле, во всех пределах его вокруг, владением Авраама» (Берешит, 23:17-18).

Кому принадлежит пещера Махпела? – образовательный портал Ваикра

Вид на мечеть, под которой находится пещера Махпела. Хеврон. 1862 (?) год

Приобретенная Авраамом пещера стала родовой усыпальницей праотцев еврейского народа: согласно Торе, там похоронены Авраам и Сара, Ицхак и Ривка, Яаков и Лея. Кроме того, древнее предание считает Махпелу также местом захоронения первых людей, Адама и Хавы (это известно и христианам: со ссылкой на Блаженного Августина ее упоминает рыцарь Зевульф, побывавший в Святой земле в начале XII века, а также автор анонимного трактата XIII века «О земле Иерусалимской» [1]).

Один из мудрецов Талмуда, рабби Йеуда бен Шимон, полагал, что пещера Махпела — одно из трех мест, право на владение которыми у евреев невозможно оспорить, поскольку они были куплены у предыдущих владельцев, а не отняты силой [2]. Однако история показала, что это не так. Как утверждают арабские и другие мусульманские лидеры, Махпела якобы никогда не была еврейской святыней, но всегда почиталась как священное место мусульман. А после того, как израильское правительство внесло могилу праотцев в список объектов национального наследия, ЮНЕСКО было сделано заявление: на состоявшемся осенью 2010 года заседании исполнительный совет этой организации 44 голосами против 1 (при 12 воздержавшихся) объявил пещеру патриархов мечетью.

Тем, что очередной международный форум принял антиизраильскую резолюцию, нас, к сожалению, давно уже не удивить. Однако, что касается статуса Махпелы, то резолюция ЮНЕСКО оказалась направленной не только против Израиля, но и против исторической истины, которая должна быть небезразлична организации, занимающейся охраной объектов культурно-исторического наследия.

Даже с точки зрения академической науки почитание могил праотцев началось не позднее эпохи Второго храма — естественно, иудеями, а не мусульманами, которых в то время не было ни в Хевроне, ни где бы то ни было еще. Как свидетельствует Иосиф Флавий, гробницы праотцев были в те времена украшены великолепным мрамором и служили достопримечательностями Хеврона [3]. Тогда же пещера была обнесена стеной, правда, без крыши. Это массивное сооружение выглядело настолько впечатляюще, что через несколько столетий местные жители утверждали, что его соорудили джинны [4].

Христиане также почитали Авраама, Исаака и Иакова. Поэтому в византийскую эпоху Махпела, как и многие другие еврейские святыни, стала церковью. Впрочем, евреям также дозволялось молиться в строении над Махпелой. Для них был сделан специальный вход, чтобы они не смешивались с христианами.

После того как Палестину завоевали арабы, христиане были изгнаны из Махпелы, и ее превратили в мечеть. Как пишет персидский путешественник Насир-и Хусрау, побывавший в Хевроне в XI веке, в Махпеле появились михраб (ниша в стене мечети, часто украшенная двумя колоннами и аркой, указывающая направление на Каабу в Мекке), молитвенные коврики, циновки… Однако, в отличие от нынешних исламистов, те мусульмане прекрасно понимали, что это место для евреев свято. Поэтому надзор за пещерой был поручен евреям (в конце XI века смотритель носил титул «служитель отцов мира»), а в части здания была устроена синагога. Об этом, в частности, свидетельствует знаменитый еврейский путешественник Биньямин (Вениамин) из Туделы, побывавший в Святой земле в XII веке: по его словам, в Махпеле в то время находился «большой храм во имя святого Авраама, бывший, во время владычества измаильтян, еврейской синагогой» [5].

Храм Св. Авраама, о котором писал Биньямин, был устроен крестоносцами. Завоевав Святую землю, они вновь превратили пещеру в церковь (правда, католическую, а не православную). Среди тех, кто удостоился побывать в этой церкви, был и черниговский игумен Даниил — первый русский, оставивший описание своего паломничества в Святую землю. О пещере праотцев он писал так: «А от Хеврона до Сугубой пещеры Авраама близко, ближе, чем полверсты. Находясь посреди той крепостицы, пещера теперь хорошо защищена. И вымощена вся та крепостица плитами мраморными, белого мрамора. Пещера же та, где лежат Авраам, Исаак, Иаков­ и все сыновья Израилевы, находится внизу под вымосткой, хорошо укреплена; и жены их тут лежат, Сарра, Ревекка. И сделаны теперь над пещерою в крепостице той гробы отдельные; над гробами теми выстроены церковки маленькие круглые» [6].

Как писал Биньямин из Туделы, христиане за небольшую мзду пускали евреев в Махпелу: «Если явится еврей и даст денег привратнику пещеры, то ему отворяют железную дверь, сделанную еще во время праотцев, и он спускается вниз с зажженною свечою в руках». Истинность этого сообщения подтверждает другой еврейский путешественник, Петахия из Регенсбурга, который, будучи в Хевроне, именно так и поступил: «Затем р. Петахия пошел в Хеврон и видел там над пещерой большой храм, воздвигнутый праотцем нашим Авраамом из огромных камней, вышиною от двадцати семи до двадцати восьми локтей; угловые же камни имеют каждый около семидесяти локтей. Р. Петахия дал тому, у кого был ключ от пещеры, золотой, чтоб он ввел его внутрь и показал гробницы патриархов» [7].

Ситуация вновь изменилась в 1267 году, когда Хеврон завоевал мамлюкский султан Бейбарс I, который запретил евреям и христианам входить в пещеру. Правда, к евреям султан отнесся более милостиво — им было дозволено подниматься на пять, а позднее на семь ступеней по внешней стороне восточной стены и опускать записки с просьбами о милосердии Творца в отверстие в стене возле четвертой ступени.

После этого Махпела на целых семь веков была закрыта для всех, кроме мусульман. К примеру, русский паломник Ипполит Вишенский, побывавший в Палестине в начале XVIII века, жаловался: мусульмане не пускают в Махпелу ни христиан, ни иудеев. Некоторым паломникам удавалось обмануть «правоверных» — чтобы поклониться святыням, они облачались «в арапское платье» и таким образом иногда пробирались внутрь [8]. Аналогичное свидетельство оставил американец Говард, побывавший в Хевроне в 1858 году: по его словам, местные иудеи жестоко страдали от того, что Махпела закрыта для всех, кроме последователей ислама [9].

Лишь в 1967 году ситуация изменилась. Заняв Хеврон, израильтяне оставили ключи от Махпелы в руках мусульман, однако открыли ее для всех желающих. Одним из первых евреев, вошедших в Махпелу после семи­векового перерыва, стал тогдашний главный раввин израильской армии Шломо Горен, незадолго до того протрубивший в шофар у Стены Плача.

Вывод, как мне кажется, очевиден. В древние времена Махпела была еврейской святыней, в раннем Средневековье — сначала церковью, затем мечетью и синагогой, затем опять церковью. При этом кто бы ни владел этим местом до Бейбарса, он безусловно признавал его святость для евреев и в той или иной форме позволял им молиться у гробниц праотцев. Поэтому новый порядок, установленный в 1267 году, стал грубым нарушением традиции. И наоборот, правила, установленные Израилем, восстановили древний статус-кво, когда могилы праотцев были доступны всем верующим, почитающим праотцев еврейского народа.

______________

[1]. Зевульф. «Путешествие в Святую землю». См.: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kreuzzug/X…, а также «О земле Иерусалимской», см.: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kreuzzug/X…

[2]. Берешит раба, 79:9. Два других места, согласно этому мидрашу, — Храмовая гора и могила Йосефа в Шхеме.

[3]. Иудейская война, 4:9:7.

[4]. Mukadassi. «Description of Siria, including Palestine». См.: http://www.archive.org/stream/cu31924028534265#page/n81/mode/1up.

[5]. «Книга странствий рабби Вениамина», см.: http://www.vostlit.info/Texts/rus15/Veniamin_Tudel…

[6]. «Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли», см.: http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=49…

[7]. «Кругосветное странствие рабби Петахии Регенсбургского», см.: http://www.vostlit.info/Texts/rus15/Petach_Regensb…

[8]. Кириллина С. А. «Очарованные странники»: арабо-османский мир глазами российских паломников XVI–XVIII столетий. М., 2010. С. 389.

[9]. General Convention of the New Jerusalem in the United States of America; Massachusetts New-Church Union (1858), см.: http://books.google.com/books?id=33oUAAAAYAAJ&pg=P…

Автор: Евгений Левин

© «Лехаим»

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com