Конфликты в пустыне - Рав Меир Брук - на образовательном портале Ваикра.
Рав Меир Брук

Судьбоносной была первая встреча с еврейским религиозным миром в лице Ефима Свирского, ставшего первым учителем Торы.
Уучился иудаизму и еврейской мистике в Иерусалиме (в частности в ешиве "Эш а-Тора"), параллельно работал директором Еврейского Просветительского Центра "Эш а-Тора" в Киеве. Выпускал в 90-х годах еврейский альманах "Авив". Дальше учёба в иерусалимском колеле "Нер леЭлеф", работа на радио с программой "Еврей в законе" и мн.др.

С сентября 2004 года живет в Бруклине, создает русскоязычную еврейскую общину на базе Jewish Center of Brighton Beach, проводит очные программі в общине и заочные через Интернет.

Конфликты в пустыне

Все евреи мира одновременно изучают Тору. Текст Торы разбит на недельные главы, которые читаются в течение года. В эти дни мы заканчиваем четвертую (из пяти) книгу Торы, которая на иврите называется «Бемидбар», что в переводе означает «В пустыне». Большая часть этой книги – наполнена конфликтами. Евреи, получив Тору – сначала стоят около года под горой Синай. Потом они от нее уходят. По изначальному плану они должны направиться прямо в Землю Израиля. Но народ просит отправить сначала разведчиков, они возвращаются с сообщением, что захватить будет тяжело, люди плачут и Вс-вышний меняет свой план. Он обвиняет евреев в рабской психологии и сообщает им, что весь народ будет странствовать в Пустыне, и только через 40 лет они смогут войти в Землю Обетованную. Книга «Бемидбар» описывает избранные фрагменты этих странствий.

Если кратко охарактеризовать то, что вошло в текст этой книги – то это серия конфликтов, жалоб, противостояний.

Нам очень важно понять, почему Тора описывает именно эти события. Дело в том, что согласно еврейской мудрости, в человеке, который начинает принимать и соблюдать Тору, пробуждаются различные внутренние силы. Мудрецы говорят, что в человеке скрыт потенциал, как семена в сухой земле. И чтобы семена проросли и проявились, нужно полить сухую землю водой. Тора – как вода, пробуждает наши качества – как хорошие, так и плохие. И поэтому, у человека, связанного с Торой – его психическая и эмоциональная жизнь становится более насыщенной. И наша задача – усмирять сорняки, т.е. сдерживать негативные черты характера и помогать вырасти полезным растениям, т.е. хорошим чертам характера.

Еврейский народ получив Тору, начинает обнаруживать в себе всевозможные проблемы. Текст книги «Бемидбар» — энциклопедия человеческих недостатков, иллюстрированная в лицах персонажей Торы.

В чем смысл такого построения текста? Мы должны подчеркнуть две вещи.

Во-первых, Тора – не книга о идеальных людях, она специально фокусируется на человеческих недостатках, чтобы мы могли через героев Торы – увидеть самих себя. Ведь недаром сказано: «На ошибках учатся».

И, во-вторых, Тору нужно обязательно читать с комментариями. Наши мудрецы разных поколений через анализ сюжетов Торы – формулировали важнейшие принципы и идеи работы над собой, сокрытые в этих сюжетах. Причем каждое поколение может увидеть свои особенные проблемы сквозь призму вечных сюжетов Торы.

Говорится, что два главных недостатка человека – это «гайва» и «тайва», что в переводе с иврита на русский обозначает – гордыня и страсть. При этом нет качеств однозначно плохих, главное – найти правильный баланс.

Гордыня – это желание чувствовать свою важность в жизни. Но в человеке праведном это проявляется в хороших поступках, в его мудрости, учениках, воспитанных детях. Человек поверхностный – может начать вкладывать усилия во внешние атрибуты. Дело в том, что по-настоящему важные дела делать не так просто. Поэтому, многие заменяют внутреннюю работу погоней за внешними признаками успеха. Эту тенденцию, кстати, очень сильно эксплуатирует западная масс-медиа. Индустрия «звезд» может спровоцировать человека подменить внутреннюю работу внешними ее «эрзацами».

Страсть – это внутреннее интенсивное желание к чему-то. Если это желание направить на полезные дела – на работу над собой, на изучение мудрости, на воспитание детей, на преподавание – то это замечательно. Но, у многих людей – страсть направляется на внешние вещи – на еду, противоположный пол. Эти вещи нам важны, но в разумных пределах, чрезмерное увлечение – до добра не доводит. Кстати, и здесь – современный мир «отличился». Страсть используется рекламной индустрией, чтобы заставить человека купить побольше товаров.

Т.е. и гордыня, и страсть – должны нами особенно контролироваться и направляться на правильные цели.

И мы должны понимать, что когда в обществе некие силы раздувают в нас эти качества – это делается для пользы этих сил, но не нас с вами. И мы должны не поддаваться на провокации, понимая, что именно на нас лежит ответственность за себя и особенно за наших детей, которые еще более уязвимы к соблазнам мира. И изучая Тору, мы сможем понять тонкие нюансы нашего внутреннего мира и пробудив в себе силы, научиться выращивать их в правильной пропорции.

Не пропускай самые интересные публикации для духовного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Рав Меир Брук

Судьбоносной была первая встреча с еврейским религиозным миром в лице Ефима Свирского, ставшего первым учителем Торы.
Уучился иудаизму и еврейской мистике в Иерусалиме (в частности в ешиве "Эш а-Тора"), параллельно работал директором Еврейского Просветительского Центра "Эш а-Тора" в Киеве. Выпускал в 90-х годах еврейский альманах "Авив". Дальше учёба в иерусалимском колеле "Нер леЭлеф", работа на радио с программой "Еврей в законе" и мн.др.

С сентября 2004 года живет в Бруклине, создает русскоязычную еврейскую общину на базе Jewish Center of Brighton Beach, проводит очные программі в общине и заочные через Интернет.