Поделиться

Концепция Торы, концепция ешивы

Автор: Рав Элияу Нахман Вугенфирер, преподаватель ешивы «Торат Хаим», аврех коллеля рава Моше Шапиро «Шав Шматата»

В данной статье обобщены некоторые идеи, изложенные автором на уроках по мировоззрению в ешиве «Торат Хаим».

Книга «Зоар» об «исторических рассказах» в Торе

В Торе есть целый ряд «рассказов», которые, на первый взгляд, лишены глубины и просто описывают исторические события. Раби Шимон бар Йохай в книге «Зоар» (глава Беалотха) разъясняет, что это не так: «Горе тому человеку, который считает, что Тора состоит из каких-то историй, [ограничивается рассказом] об обыденных вещах. Ведь если бы это было так, то мы бы в наши дни могли составить [свою] Тору из обыденных историй, причем намного лучше… Но все слова Торы – слова высокие и содержат в себе глубочайшие тайны. Посмотри: этот мир и Мир Высший параллельны друг другу. Ангелы, спускающиеся в этот мир, должны облачиться в одеяния этого мира (принимая минимальную материальную форму), а если этого не произойдёт – не смогут существовать в этом мире и этот мир также не сможет их вынести. И если с ангелами так – что же говорить о Торе, с помощью которой были сотворены и они сами, и все духовные миры, и этот мир, являющийся их оболочкой? Ведь «Творец смотрел в Тору и творил мир». И ещё: ведь существование всех этих миров поддерживается лишь за счёт изучения Торы, как сказано: «Если бы не союз мой днями и ночами – правил неба и земли не установил бы Я» (Ирмияу 33:25). То есть даже сейчас, когда мир уже существует, если бы хоть одно мгновение никто в мире не занимался бы Торой – Мироздание прекратило бы своё существование. [1]

Поэтому Тора, будучи спущенной в этот мир, тем более должна была облачиться в материальную форму – «одеяние» этого мира, ведь иначе мир не выдержал бы ее. И в этом заключается смысл «рассказов»: они – «одежда» Торы. И тот, кто считает, что рассказы – это суть Торы и нет в ней ничего сверх них – нет у такого человека доли в Мире Грядущем, в мире, в котором будет снята часть покрова, проявив духовную подоплеку всего сущего. И этот человек не имеет отношения к сути Торы – «Торе без одеяния». Поэтому сказал царь Давид (Теилим 119:18): «Открой глаза мои и вгляжусь в сокрытые чудеса Торы Твоей».

Душа мира

Согласно еврейской традиции, всё существующее имеет душу: человек, его пища и все предметы, которые окружают человека. Люди едят – человеческий организм получает питание лишь от наиболее тонкой части материальной пищи, а оставшееся является отходами. Душа же человека получает пищу от еще более тонкой части еды – от ее духовной составляющей. Душа пищи – это Слово Вс-вышнего, создавшее ее и поддерживающее ее существование.

И у Небес есть духовная составляющая, как сказано: « Всегда слово Вс-вышнего стоит в Небесах» – и поддерживает их существование. То самое слово, которое было изречено Вс-вышним при Творении мира: «Да будет…». И еще сказано о Солнце и Луне: «Делающий светила великие, ибо вовеки милосердие Его» – т.е. поскольку «вовеки милосердие Его», поэтому Вс-вышний делает светила всегда, творит их в настоящем времени.

Душа Торы

И у Торы тоже есть «душа» – внутренняя, скрытая её часть. И это то, что просил Давид – открыть то, что стоит за внешней стороной Торы. А его сын, царь Шломо, о котором сказано «мудрейший из людей» (Цари I 5:11), сам писал о себе: «Сказал я: постиг мудрость [Торы] я. А она всё ещё далека от меня» (Коэлет 7:23).

Рамбам разъяснил этот принцип [2]: «Чтобы мы верили, что вся Тора эта, которая дана нам через Учителя нашего Моше – вся она из уст Вс-сильного…И нет разницы между стихами: «И сыновья Хама: Куш и Мицраим» (Брейшит 6:10), «…и имя жены его Мейтавель» (там же 38:39), «И Тимна была наложницей…» (там же 36:12) с одной стороны и стихами «Я Вс-вышний, Б-г твой» (Шмот 20:2), «Шма, Исраэль». Потому что всё из уст Вс-сильного, и всё это – Тора Вс-вышнего – совершенная, чистая, святая и истинная… И в каждую фразу из Торы заключены мудрость и скрытые чудеса, которые открываются тому, кто понимает её. Однако не была постигнута до конца мудрость ни одного отрывка, ведь «Длиннее Земли мера её и шире чем море она» (Йов 11:9). И не остаётся человеку ничего другого, а только следовать по пути Давида, помазанника Б-жьего, и просить: «Открой глаза мои и вгляжусь в сокрытые чудеса Торы Твоей».

От открытого к сокрытому

Разберем приведенный Рамбамом пример. Тора зачем-то сообщает нам родословную восьми царей Эдома, и что у восьмого была жена по имени Мейтабель: «И это цари, которые царствовали в земле Эдома перед воцарением царя сыновей Израиля. И воцарился в Эдоме Бэла … И умер Бэла и воцарился вместо него Йовав…И умер … и воцарился. И умер … и воцарился…» (Брейшит 36:31-39). И так семь раз, пока не пришел восьмой эдомский царь Адар, о котором сказано: «И умер Бааль Ханан сын Ахбор, и воцарился вместо него Адар, и название города его Пау, и имя жены его Мейтабель…». Об Адаре не сказано, что он умер.

Благодаря Аризалю мы знаем, что здесь Тора сообщает нам о процессе творения духовных качеств, с помощью которых Творец управляет миром (милосердие, мощь и т.д.). В самом начале творения эти семь качеств-инструментов – «семь сосудов» [3] – разбились, поскольку форма каждого была наполнена его же содержанием, и каждый инструмент был «автономен» от других. Поэтому эти инструменты разбивались один за другим («и воцарился… и умер…»), пока Вс-вышний не создал систему взаимного проникновения инструментов – содержание одного явилось формой для другого, милосердие приняло форму мощи, и о нём уже не сказано «умер», а только «воцарился». И на это взаимное проникновение указывают слова «а имя жены его…». Тем, что открыл нам Аризаль относительно этого отрывка, занимаются многие глубокие книги.

Хафец Хаим поясняет другой упомянутый Рамбамом стих: слова «длиннее Земли мера её» означают, что у каждой вещи есть своя мера, зависящая от её величины. Соответственно, чем больше вещь, тем больше единица её измерения. «Длиннее Земли мера её» – значит, даже мера её (т.е. Торы), ее единица измерения – «длиннее земли», т.е. превосходит все, что мы способны измерить. А о самой Торе мы даже не говорим! Смотрите: Сотворение мира заняло всего 6 дней, а Дарование Торы – 40, что говорит о ее неизмеримом величии.

Почему Тора так неизмеримо велика? Потому, что она является притчей о Предвечном [4], то есть наподобие того, как создают изображение, напоминающее лицо, по которому можно получить некоторое представление о том, кто изображён, так и Тора – с её помощью мы получаем некоторое представление о Том, Кто её дал.

Заповедь как причина исторических событий

Существует парадокс. С одной стороны, Тора является «отражением» Вс-вышнего (см. выше) и душой всех миров и нашего мира, который является их оболочкой. С другой стороны, чтобы дать её нам, для того чтобы мы имели возможность постигать Творца с её помощью, необходимо было «одеть» и её в оболочку этого материального мира, иначе она не могла бы в этом мире существовать.

Сказано в Пасхальной Агаде: «Эта маца, которую мы едим, потому, что Вс-сильный вывел нас из Египта с такой поспешностью, что тесто не успело закваситься – и поэтому мы едим пресный хлеб». Эти строки комментирует Бейт а-Леви: да, мы едим мацу по причине, указанной в Агаде, но сама заповедь есть мацу в Песах является абсолютной и она не связана именно с этой причиной. И более того – поспешный выход евреев из Египта нужен был именно для того, чтобы дать нам эту заповедь. И таким образом заповедь получила реализацию в нашем мире.

В Торе сообщается, что наш праотец Авраам соблюдал все заповеди. Он ел мацу в Песах, причем задолго до выхода евреев из Египта и даже порабощения их фараоном, а о Лоте, его племяннике, прямо сказано, что он накормил ею ангелов (Брейшит 19:3). Авраам исполнял эту заповедь как необъяснимую – как заповедь о «красной корове» [5], поскольку заповедь мацы ещё не получила практическую реализацию в нашем мире. Пепел красной коровы, которым очищается человек от ритуальной нечистоты мёртвого и сложные, непонятные законы, связанные с этим, указывают на то, что эта заповедь еще не получила той реализации, которая сделала бы ее понятной и логичной в наших глазах. В глобальном смысле эта заповедь означает бессмертие (через очищение от «нечистоты смерти»). Однако поскольку бессмертие еще не реализовано в мире, то и понимания того, как законы этой заповеди в точности соответствуют понятию вечной жизни, у нас нет. Заповедь о «красной корове» для нас является примерно тем же самым, чем для Праотца Авраама в своё время была маца.

И именно потому, что этот мир слишком мал, чтобы вместить Величие святости света Торы, Творцу пришлось её «сжать». Но даже теперь, когда она одета в материальный покров этого мира, мы видим, что нет границ её мудрости. Причина этого ясна. Ведь если с помощью Торы были сотворены все миры, и также этот мир – оболочка всех остальных миров – то уж воплощение самой Торы в этом мире никак не может быть меньше нашего мира. А это значит, что до тех пор, пока существует наш мир, есть что учить в Торе и открывать всему человечеству.

Задача человека

Вс-вышний поместил Первого человека в Ган Эден, чтобы обрабатывать его и хранить (Брейшит 2:15). В чем могла состоять обработка Райского Сада, если сорняки впервые появились после греха [6]? А если речь о том, чтобы сажать то, что нужно сажать – то кто делает это теперь, когда Адам а-Ришон – Первый человек – изгнан из Сада? И от кого или чего защищать Сад? И кто хранит Сад сейчас, если именно человек был необходим для этой работы? И мудрецы дают толкование (Сифри, Дварим 11:13): «обрабатывать» – повелительная заповедь изучать Тору, «хранить» – запрет забывать её.

И сказали мудрецы, что Адам стал смертен после своего греха и, следовательно, не согреши он – жил бы вечно, т.е. 6000 лет в этом мире (всё время, отпущенное нашему миру до наступления Мира грядущего), и дальше. И чем бы он занимался все дни своей жизни? И чем занялись бы его потомки – бессмертные, как и он, не будь проклятия, сказанного Адаму после греха: «В поте лица своего будешь есть хлеб свой»? И поясняют наши мудрецы в трактате «Санэдрин» (лист 99) сказанное в Писании: «Адам для труда рождён» («Йов» 5:7) – для какого труда? Для труда над Торой, которая была подготовлена еще до Сотворения мира для этого самого Сотворения и для того, чтобы дать ее человеку. И на этот труд было отведено 6000 лет – Первому человеку и его потомкам.

А как же мы? Из бессмертных мы стали смертными, а из-за грехов последующих поколений жизнь сокращалась всё больше и больше. Так что теперь её средняя продолжительность – 70-80 лет, и большая часть её – суета и боль (Теилим). Т.е. человек сегодня проживает в среднем 1/90 от 6000 изначально отпущенных лет. Но ведь Тора не сократилась и её не стало меньше. Как быть нам – тем, кого Творец избрал исправлять грех Первого человека? Исправление должно начаться с возвращения в состояние Первого человека до греха, и с этой «стартовой площадки» будет реализовываться предназначение человечества. Но как успеть все это за столь короткую жизнь? Парадокс в том, что с помощью Торы мы удостаиваемся вечности, соединяясь с Предвечным, а чтобы её выучить, требуется быть, по крайней мере, бессмертным.

Да, действительно, Тора была дана сообществу – шестистам тысячам евреев [7]. И точно так же, как есть «шестьсот тысяч евреев», также есть шестьсот тысяч букв в Торе (см. комментарий «Пней Йеошуа» на трактат «Кидушин», лист 30), да и название еврейского народа – «Исраэль» – толкуется как аббревиатура «Есть Шестьдесят по Десять Тысяч Букв Торы».

Древо жизни

Все мы – потомки тех, кто получал Тору на горе Синай. Они – наш корень, а мы – ветви, которые растут из этого корня. Мы пришли в этот мир для того, что продолжить совместно решать нашу общую задачу: кто-то своим особенным пониманием (или, быть может, всего лишь оттенками понимания), кто– то поддержкой изучения Торы. Но, несмотря на общность задачи, у каждого есть своя, уникальная доля в Торе, и именно поэтому каждый из нас наделён своими особыми качествами и способностями, складом ума и характером. И именно об этом мы просим в конце молитвы: «Дай нам долю нашу в Торе твоей».

Мы говорим о Торе: «Эц хаим и ле-махзиким ба» («Древо жизни она для держащихся ее»). Ивритское словосочетание «махазиким ба» может быть переведено и понято как «держащиеся за неё» или как «поддерживающие её», и эта двойственность не случайна. «Древом жизни» Тора названа потому, что структура рассуждений Устной ее части по форме напоминает дерево: есть «корни» (стихи Писания), «ствол» (законы, которые выведены из этих стихов), «ветви» (талмудические дискуссии относительно законов и их анализ), новые «побеги» и «листья» («ришоним» и «ахароним» – комментаторы, помогающие нам заполнить пробелы в понимании того, что упомянуто лишь намеком, и законоучители, определяющие практическую алаху в современных условиях). Тора названа «Древом жизни» еще и потому, что у дерева есть корни и крона, которым соответствуют дедуктивный и индуктивный метод анализа в Торе – исследование с целью выявления первопричин или проецирование базового принципа на конкретную ситуацию. Можно провести и еще одну параллель между Торой и деревом. В стволе дерева есть кольца – концентрические круги с увели- чивающимся от центра радиусом. Эти кольца подобны «одеяниям» души Торы.

Почему именно «Древо жизни»? Потому что Тора остаётся незавершенной и продолжает расти и развиваться, как сама жизнь, развивающаяся и реализовывающаяся по алгоритму, который задан миру этой же Торой. А еще потому, что с помощью Торы мы обретаем Вечность – Жизнь: постигая Тору, мы проникаем в неё, а она в нас, и мы становимся одним целым с Торой, которая является совокупностью всей жизни всех миров, настоящих и будущих – их душой и реализацией одновременно.

Концепция ешивы в наше время

Однажды раби Ицхак Гутнер сказал [8], что радость которую в наше время должны испытывать ученики, находясь в стенах ешивы, несравнима с той радостью, которую испытывали учащиеся прежних поколений. Как это понять? Если сказать кому-то, что если он не будет есть изысканные кушанья с царского стола, то умрёт голодной смертью – такое заявление наверняка покажется странным, ведь, как правило, изысканные яства и жестокий голод весьма далеки друг от друга, и даже противоположны друг другу: от голода умирают люди, у которых нет самого обычного хлеба, самой простой еды. Но если мы применим это высказывание к описанию жизни по Торе, то оно окажется не только легитимным, но и абсолютно естественным. Тора говорит (Дварим 11): «Остерегайтесь, …чтобы не отошли вы и не стали бы служить богам другим». Куда отошли, откуда?

Раши объясняет: чтобы не «отошли» от изучения Торы. Учить Тору – значит вкушать самые изысканные яства с царского стола, но прекращение учебы («отход») приводит к тому, что еврей начинает испытывать духовный голод и в результате дойти даже до служения иным богам. Нужно знать великое правило: человеческая душа не терпит пустоты, и если душа пуста от Торы, то она обязательно заполняется другими вещами, и даже идолопоклонством.

В Пятикнижии мы находим всего два сооружения, строительство которых было заповедано Вс-вышним: ковчег и переносной Храм – Мишкан. Ковчег нужен тогда, когда вокруг бушует потоп, уничтожающий все. Мишкан был воздвигнут, когда еврейский народ пребывал в наилучшем своем духовном состоянии, для того, чтобы выделить особое место, в котором будет обеспечена еще большая святость. Этот пример поможет нам объяснить разницу между современными ешивами и ешивами в предыдущих поколениях.

В предыдущих поколениях, даже в изгнании, ешива в какой-то степени выполняла функцию «Храма»: духовное состояние народа было намного лучше, поэтому ешива являлась местом особого сосредоточения святости. В наше время к функциям, осуществляемым ешивой, добавилась еще одна: мы живем в эпоху, когда потоп безверия и невежества затапливает буквально всё, поэтому нам необходим «ковчег». Т.е. современная ешива – это явление, которого никогда прежде не было, ведь в ней соединены функции ковчега, спасающего от духовной смерти, и Храма, который представляет собой место особого сосредоточения святости – «царских кушаний», если следовать нашему первому примеру. В нашем поколении ученики ешив выбирают между царскими кушаниями и духовной смертью. Именно в этом причина особой радости, которую должны испытывать те, кто удостоился поступить в ешиву и учиться в ней.

Интересно, что рав Яаков Исраэль Каневский (Стайплер) высказывал [9] по поводу ешив ту же самую мысль, хотя он пришел к ней другим путем. Написано в Торе: «И вышел Яаков из Беер-Шевы и пошел в Харан». (Брейшит 28:10). Но зачем нам сообщается, что Яаков «вышел»? Ведь стих содержит информацию о том, куда Яаков направился, а если человек идет в какое-то место – значит, он покинул то место, в котором находился до этого! Объяснение написанного состоит в том, что человек, перемещаясь из одного места в другое, может желать не быть в том месте, где он находится, или оказаться именно в том месте, куда он направляется. Автор книги «Бейт а-Леви» пишет, что Яаков преследовал обе эти цели.

Стайплер использует эту идею для объяснения концепции ешивы в наше время. В былые времена еврей был окружен духовностью и в месте своего постоянного проживания, поэтому в ешиву молодой человек отправлялся лишь за тем, чтобы приобрести глубокие познания в Торе, стать мудрецом. В наше время ситуация изменилась: приходя в ешиву, молодой человек прежде всего выходит из своего невежественного или попросту неверующего окружения, а потом, уже находясь в ешиве, он начинает ставить перед собой высокие духовные цели.

По большому счёту, сегодня молодой человек находится перед выбором: или он возвращается к настоящему себе, через раскрытие и реализацию потенциала, который заложен в его душе, или, наоборот, реализацию получит его животная составляющая, которая всё больше и больше поглощает и скрывает свет его души. И выходит, что место, определенное окружение и соответствующая обстановка способствуют раскрытию одной из двух вышеупомянутых составляющих, и выбор места, окружения и обстановки в значительной степени предопределяет результат.

Интенсивный и экстенсивный пути

Оказавшись в ешиве, человек сталкивается лицом к лицу с великими идеями, осознание которых требует от него максимального использования всех возможных средств и ресурсов. Лишь мобилизовав все ресурсы, и постигнув, в конечном счете, эти идеи, он реализует свой потенциал наилучшим образом. Напротив, даже ставя перед собой правильные цели, но оставаясь при этом вне ешивы, человек не может мобилизоваться по-настоящему, и даже если он двигается в правильную сторону, осознанно подбирая и используя средства и ставя постижение истины во главу угла – его путь к цели остается экстенсивным, сравнительно неэффективным и гораздо более долгим. Почему это так? Дело не только в «сопротивлении среды» (которая никогда не способствует мобилизации, и наоборот, отдаляет человека от высшей цели), и даже не в том, что духовный рост тратится недостаточно времени.

Основная проблема экстенсивного, «неешивского» пути, состоит в том, что точные инструменты постижения не могут быть «изготовлены» самостоятельно: они бережно передаются от настоящего учителя к настоящему ученику. Нужно особо подчеркнуть, что успех ешивы зависит не только от профессионального уровня и особой «ешивской» атмосферы, но в большей степени от учащихся ешивы – от их мотивации. Есть много разных людей, с разными характерами и достоинствами – умные, усидчивые, эрудированные, активные, скромные и т.д. Однако по-настоящему успешным учеником наши учителя называли «ученика ищущего», т.е. того, кто мотивирован приобрести знание, постичь истину, научиться. И это не случайно: именно нацеленность на поиск помогает выработать и развить, и далее задействовать по мере необходимости все остальные качества, требуемые для постижения Торы.

______________

[1] Рав Хаим из Воложина – основатель знаменитой Воложинской ешивы, ставшей прототипом всех современных ешив, разделил своих учеников на две «стражи»: первая училась днем, а вторая ночью. Круглосуточный режим учебы был необходим, поскольку в Западном полушарии еще не было еврейских общин, то там некому было изучать Тору и тем самым поддерживать существование Мироздания в то время, пока в Восточном полушарии евреи спят.
[2] Комментарий на трактат «Санэдрин», гл. «Хелек», восьмой принцип.
[3] На святом языке слово «кли» означает и инструмент, и сосуд.
[4] Комментарий Раши на Невиим («Шмуэль I» 24:13).
[5] Заповедь Торы о приготовлении пепла красной коровы, способного очищать от ритуальной нечистоты, является эталоном заповедей, относящихся к области «хуким» (непостижимых законов).
[6] Комментарий «Ор а-Хаим» на «Брейшит».
[7] Численность военнообязанных еврейских мужчин, стоявших у горы Синай во время Дарования Торы.
[8]
Приведено в книге «Пахад Ицхак», раздел «Письма».
[9] «Биркат Перец», гл. «Ваеце».

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com