В 8 отрывке Царь Соломон предупреждает, за что обычно приходит наказание на людей. Даже на таких, которые, казалось бы, полностью защищены своим богатством.
Копающий яму – в нее упадет, а взламывающего ограду ужалит змея.
В этом отрывке объясняется два принципа наказаний. Первый принцип — та мера, которой человек меряет, отмеряют ему с Небес.
Например, человек достиг богатства и начал насмехаться над бедными. Или Бог ему дал удачу, а он отрицает Бога. Или он не хочет никому помогать, а наоборот, забирает деньги у всех людей. Таким образом человек «проецирует» на себя определенные события. Он становится «источником зла для других людей» и с Небес ему просто возвращают его подход к жизни и людям. Это объяснение на «копающий яму в неё упадёт».
«Взламывающий ограду» — здесь ситуация сложнее. Раши объясняет, что «ограда», о которой говорил Царь Соломон — это «запреты и постановления мудрецов».
Тора — это система Бога о том, как надо жить в этом мире. Еврейские Мудрецы (Носители и Хранители Торы) наделены определенной властью над духовной реальностью.
Однажды был спор между Мудрецами Торы и Раби Элиэзером. Он обратился к Небесам, чтобы оттуда рассудили между ними. Раздался «небесный голос» и сказал, что Закон Торы идёт так, как сказал Раби Элиэзер. Но большинство Мудрецов думали иначе и главный из них сказал Небесам «Тору Бог дал НАМ. И в Торе сказал, что Закон устанавливается по большинству Мудрецов», поэтому будет так, как мы сказали. И они отлучили Раби Элиэзера от общины.
В дальнейшем один из Мудрецов встретил Пророка Элиягу, который появляется в материальном мире, но большую часть времени проводит в Духовном Мире. Он спросил у Пророка Элиягу, а что делал Бог в это время? Пророк Элиягу сказал, что слышал смех Бога и слова «Победили меня мои сыновья».
Так вот «взламывающий ограду» — это выступающий против постановлений Мудрецов (Хранителей Торы). Нарушающий их слова будет за это наказан с Небес какими-то неприятностями.
Передвигающий камни о них ушибется, а колющему дрова – от них опасность. Коль притупилось железо и потеряло форму, заострив его, прибавишь силы (топору); польза мудростью подготавливается.
Когда человек занимается любым делом, именно это дело оказывает на него наибольшее влияние. Как в плюс, так и в минус.
Например, когда человек таскает камни, то от них может быть ушиб, но с каждым камнем растет его сила. В итоге, он сможет из камней сложить себе дом. Но колющий дрова именно от них может получить опасность, как говорят в народе, «лес рубят — щепки летят».
Когда ты занимаешься любым делом, то истощается ресурс. Например, носишь камни — заканчиваются силы. Отдохнул — стал сильнее. Рубишь дрова — тупится топор. Когда рубишь тупым топором, то рубить сложнее. Устаешь быстрее и сила растет.
Помню, когда я тренировался в беге, у нас было упражнение — бежать в гору. Еще было упражнение — бежать, а сзади привязано колесо на веревке. После такого бега в утяжеленных условиях, становишься сильнее. Бежать потом по ровной дороге и без колеса — одно удовольствие.
Точно также мудрость оттачивается через жизненный опыт. Человек проходит через разные испытания и становится мудрее. Поэтому от любых неприятностей есть польза.
Если подвести итог этой части, то главное помнить, что богатство и почёт — идут от Бога. И мера, которой человек меряет — меряют ему. Поэтому лучше учиться на чужих успехах и на чужих ошибках.
Читайте по теме: