Поделиться

Коварство змея – почему внешняя религиозность не всегда совершает внутреннюю работу

Наступило время описать глубинный механизм, с помощью которого Ецер а-Ра (ЕР) подкарауливает религиозных евреев.

Евреи, родившиеся в религиозной среде – еще в детстве успешно осваивают мир заповедей.
Но, бывает, что при внешнем соответствии религиозных признаков – не все они подпадают под категорию евреев, реально совершивших «тикун мидот», т.е. исправивших и возвысивших свой характер.
Главный секрет — в большинстве случаев Ецер а-Ра пользуется «парными» механизмами влияния на нас. Когда мы уходим от одного влияния Ецер а-Ра, мы по незнанию можем «вбежать» в другое влияние Ецер а-Ра, которое «поджидало нас напротив«.

Как мы уже писали, ключевым ресурсом в человеке является ВНИМАНИЕ.
И внутри человека (а также в мире вокруг нас) происходит борьба за привлечение нашего внимания.
Ецер а-Ра – притягивает внимание к «животно-приземленным» объектам.
Ецер а-Тов – к внутренне-духовным.

У светского человека внимание управляется нижними этажами.
По 2-х элементной схеме – животным началом.
По 5-элементной схеме – животным началом, любовью, смыслом, творчеством.

Одна из ключевых целей заповеди – суметь направить наше внимание на духовную реальность.
Приведем классический пример – благословение перед едой.
Животное начало – притягивает внимание к объекту, рука уже тянет объект в рот.
Наша «встроенная собака Павлова» уже включила рефлекс слюноотделения.
И тут… включается заповедь – мы преодолеваем «встроенную собаку» и на несколько секунд задумываемся о Вс-вышнем, о чувстве благодарности к Нему, когда читаем благословение перед едой.
Т.е. иудаизм организовал конфликт внимания. Наша цель – научиться делать так, чтобы побеждало духовное начало и внимание уделялось духовному миру.

И вот здесь зарыт главный парадокс.

Иудаизм знает о нашей врожденной неорганизованности.
Человеку очень тяжело сосредоточиться на духовном, без конкретной формы.

Каждая заповедь обеспечивает нас формой, которая — как скелет – поддерживает наше духовное устремление, кавану, attention&intention, внимание и намерение с помощью tension – напряжения.

Благодаря такой организации, у нас появляется шанс сформировать свою деятельность с помощью этой формы. Но…

Враг не дремлет. У формы есть чрезвычайно опасный «побочный» эффект.
Форма легко переходит в паттерн. Что это значит?

Когда человек досконально выучил форму, у него возникает возможность передать управление формой автоматическому началу (автопилоту).

В чем проблема паттерна? Он не требует внимания для своей реализации.
Это как трамвай на рельсах, когда есть рельсы – руль не нужен.

Итак, главный парадокс:
Форма – организует внимание,
Паттерн – высвобождает внимание.


Вот и весь секрет. Если человек может на автопилоте воспроизвести форму, то его Ецер а-Ра вбрасывает в него следующую программу: «Ты уже профессионал, можешь выполнять заповедь, не задумываясь! Вот какой ты крутой!»

И человек гордо высвобождает внимание от выполнения заповеди. И тогда Ецер а-Ра услужливо подсовывает человеку какую-нибудь актуальную идею.
Например, о предстоящем бизнес-совещании, или о прошедшем футбольном матче.

И наша заповедь «пролетает», даже не задев нашего подопечного.

В чем же ключ к проблеме? Мы должны понять, что форма заповеди – не самоцель. Что в эту форму мы ДОЛЖНЫ вписать кавану – внимание и намерение. И лишь тогда форма заповеди включится в нас, а не проскочит мимо, не задев.

Кстати, откуда Ецер а-Ра берет темы для загрузки нашего сознания во время автопилотного прохождения заповеди?
Предлагаю уважаемым читателям набросать список источников «вдохновения» Ецер а-Ра.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com